В Баку конца XIX — начала XX века было множество историй стремительного обогащения. Простые бакинцы становились богатейшими людьми империи.
Одни этого достигали своей смекалкой, другие, трудолюбием, третьим, сопутствовала удача. Но пожалуй самым удивительным, легким и коротким путем к финансовым вершинам стала жизнь Сеида Мирбабаева.
История Мирбабаева интересна еще и тем, что имея талант и определенный статус, он "променял" его на жизнь миллионера, за что и поплатился впоследствии. Вернувшись в состояние намного ниже, чем то, с которого начинал.
Сеид Мирбабаев (1867 — 1953)
60-е годы XIX века — время самого начала нефтяного бума в Баку.
Город, точнее небольшой городок, еще сохраняет свою патриархальность, а вся его жизнь проходит внутри крепостных стен.
В это время, в семье Миртаги Мирбабаева, работавшего чайханщиком в одном из караван-сараев (постоялых дворов) Баку, рождается сын. Называют его Сеидом.
"Сеид" это титул потомков Пророка через его дочь Фатиму и внука Хасана.
А приставка "Мир" в фамилии, говорит о том, что в роду были "святые люди". Из чего мы можем предположить, что это была уважаемая семья верующих. Возможно обедневшая.
Мальчик с детства помогал отцу в чайхане, где гостей часто развлекали певцы различных народных музыкальных направлений. Здесь он и познакомился с исполнителями мугама, распевавшими строки из стихов Низами, Физули, Насими и других великих поэтов.
Когда Сеиду было 12 лет произошел курьезный случай.
Мальчишка который всей душой полюбил мугам, как обычно подпевал исполнителю разнося чай гостям. Старик-ханеде видимо услышав голос Сеида, когда тот проходил мимо, резко остановил пение... в чайхане раздался удивительно чистый голос подростка.
С тех пор, Сеида Мирбабаева стали привлекать в караван-сарае как певца, если надо было заполнить паузу.
Отцу это не очень нравилось, но мальчик своим пением зарабатывал больше него. К тому же, у Сеида был явно певческий талант.
Певческая карьера
Вскоре, молодой хенеде стал бакинской знаменитостью. Ценители искусства мугама приезжали со всего Апшерона, чтобы послушать юношу с очень сильным и чистым голосом.
К 20 годам известность Сеида позволила ему перестать петь в чайхане, работая только по частным приглашениям. Свободное время, он посвящал изучению любимого искусства.
Мирбабаеву не было еще и 30 лет, когда он стал участвовать в мугамных меджлисах, где собирались корифеи мугама.
В городах Азербайджана с 1820-х гг. до нач. 20 в. музыкально-литературные общества и собрания – меджлисы. Традиция таких меджлисов, собиравших ценителей классической поэзии и музыки, восходит к далёкому прошлому, в т. ч. к придворной культуре. Среди крупнейших представителей мугамного искусства 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв.: певцы-ханенде – Гаджи Гуси, Саттар, Джаббар Карягды, Шекили Алескер, Сеид Шушинский, Зульфи Адигёзалов, Хан Шушинский; таристы – Садыхджан, Ширин Ахундов, Мешади Амиров, Мирза Фарадж, Курбан Примов, Мансур Мансуров, Бахрам Мансуров, Ахмед Бакиханов; кеманчисты – Али Аскер Карабаги, Саша Оганезашвили, Гылман Салахов.
Пригласил Сеида сам Мешади Мелик бек Мансуров, глава самого крупного и известного меджлиса.
Обладавший оригинальным творческим стилем и красивым голосом, Сеид Мирбабаев быстро завоевывает уважение и в профессиональной среде.
К 40 годам, Мирбабаев уже признанный авторитет. Дружит с Сулейманом Мансуровым, ему покровительствует Зейналабдин Тагиев, а заполучить известного ханеде на какое-то торжество, считалось престижным в самых богатых домах Баку.
В 1906 году, Мирбабаев записывается на рижской студии «Граммофон» при заводе британской компании "Gramophone Company". Выпущенный тираж грампластинок отправляется в Варшаву, фирме осуществившей заказ.
Скорее всего, все это происходило по протекции Тагиева, который имел связи в Варшаве, но точно этого мы знать не можем. Официально считается, что Мирбабаева решили записать из-за его исполнительского таланта.
Хотя польские земли в то время входили в состав Российской империи, но это все-таки была Европа. Которая впервые слышала совершенно новое направление в музыкальном искусстве — мугам.
Пластинки с голосом Сеида Мирбабаева расходились на ура. До мировой известности оставалось совсем чуть-чуть.
Нефтепромышленник и миллионер Мирбабаев
Еще до того, как ханеде поехал в Ригу на запись, с ним произошел знаменательный случай, который перевернул всю последующую жизнь.
Будучи приглашенным в качестве певца на свадьбу сына бакинского миллионера Шихбалаева, Мирбабаев как обычно получил много подарков от гостей. В том числе необычный, от дяди жениха — скважину в местечке «Бала шоранлыг».
В те времена, бакинские миллионеры соревновались друг с другом во всем. В красоте домов, вилл, конных экипажей, и даже жен. Любая их встреча превращалась в дружеское соперничество. Что уж говорить о свадьбах.
Было обычным делом подарить понравившемуся музыканту перстень или осыпать деньгами, стоило только кому-то начать. Некоторым дарили даже дома.
Но Шихбалаев превзошел всех своим подарком. Хотя скважина считалась неперспективной, но это была нефтяная СКВАЖИНА — потенциальная возможность обеспечить весь свой род.
И Мирбабаеву повезло. После возвращения из Риги, он узнал, что бурение достигло богатого нефтяного пласта. Фонтан нефти был столь высок, что попал на страницы прессы.
Ханеде стал быстро богатеть. Оставив далеко позади многих из тех, кто зазывал его на свадьбы. В том числе и Шихбалаевых.
В какой-то момент, Сеид стал стыдиться своего музыкального прошлого. Порвал все отношения с прежним кругом (а ведь мог стать меценатом, продвигавшим искусство мугама), стал сторониться людей у которых когда-то пел (оставил только связь с Тагиевым) и занялся выкупом пластинок со своим пением.
Потратил на это уйму средств и времени. Даже поехал в Варшаву, где выкупил оставшийся нереализованным тираж и в течение года давал объявление в местных газетах о покупке пластинок за умопомрачительные деньги.
Говорят даже лично разбивал каждую пластинку.
Из воспоминаний внука композитора Джахангира Джахангирова:
Кстати, записи Мирбабаева считались утерянными, пока в 2019 году в Государственном архиве звукозаписей Азербайджана не были обнаружены пластинки, в которых содержатся произведения "Simayi –Şəms" и народная песня "Ay, bəri bax", исполненные ханенде.
Владелец заводов, дворцов, пароходов...
В отличие от других бакинских миллионеров, Мирбабаев, неожиданно ставший богачом на пятом десятке лет, был совершенно к этому не готов. У Сеида не было ни образования, ни знаний, ни природной хватки для ведения бизнеса.
Поэтому за советом он идет к Тагиеву. Именитый нефтепромышленник и меценат предлагает экс-ханеде самый простой и безопасный способ вложения капитала — скупку зданий на Набережной и сдачу их в аренду.
Первым приобретением Мирбабаева становится "Губернаторский дом".
Здесь много снимков дома из различных времен:
Как раз к этому времени губернатор переезжает в более серьезное здание (Николаевская (Истиглалийат) 7) возле Городской думы, а дом купленный Мирбабаевым начинают снимать бакинские градоначальники.
Сначала, генерал Фольбаум (Соколов-Соколинский) в 1908 году, а потом полковник Петр Мартынов (с 1909 по 1916).
Мирбабаев на этом не остановился. Следующим его приобретением стал дом Микаэля Арамянца, тифлисского купца и финансиста. (Именно он привез Манташова в Баку.)
Микаэль Арамьянц родился 4 мая 1843 года в Карабахе. После этого он переехал в Тбилиси и внес свой вклад в развитие торговли, здравоохранения, образования и культуры. Он был успешным бизнесменом по производству сахара и хлопка, владельцем профессиональных прибыльных домов, поместий, земель, коттеджей и курортов.
В Баку Арамянц не задержался (Манташов вытеснил его из всех сфер бизнеса), поэтому выставил свой дом на продажу.
Я пишу об этом так подробно, потому-что информация о старом владельце дома в Сети не совсем честна. Его представляют картежником и кутилой, промотавшем свое состояние (ссылаясь на давно удаленную страницу в газете "Эхо"). А мы здесь как-бы о честной истории города.
Здание несколько лет простояло пустым, пока Мирбабаев, по совету того же Тагиева, не купил дворец разделив его на квартиры. Которые стал сдавать частным лицам и компаниям.
Советская власть и эмиграция
Все было прекрасно у Сеида. Его состояние росло и приумножалось. Пока в 1920 году в Баку не вошла XI Красная армия.
Национализация имущества не разорила Мирбабаева, он успел вывезти большую часть капитала в Париж, но уничтожила все источники прибыли.
Не умеющий вести дела миллионер стремительно беднел в среде парижских "акул". Его единственный друг и консультант Зейналабдин Тагиев предпочел жить в бедности, но на Родине. А больше обратится за советом было не к кому.
Когда в начале 30-х годов Теймур-бек Ашурбеков случайно встретил Сеида Мирбабаева на парижской улице, он с трудом опознал в бомже бывшего миллионера и ханеде.
Речь не о нефтепромышленнике и филантропе Теймур-беке Ашурбекове, а о известном бакинском гочу из побочной ветви.
Проникшись к состоянию Сеида, возможно Мирбабаев был одним из его "клиентов", Ашурбеков берет его с собой в Тегеран, где устраивает в небольшую азербайджанскую чайхану.
Там и заканчивает свою жизнь в безвестности некогда великий ханеде и крупный миллионер из Баку.
Прожил Сеид Мирбабаев 86 лет, из них всего 14 наслаждаясь своим богатством. А ведь мог стать большим певцом, родоначальником какой-то школы. Остаться в истории, как благотворитель и филантроп. Получить заслуженного и народного, как многие его современники.
Не знаю, сожалел ли Сеид на излете лет, что та подаренная скважина оказалась для него золотой жилой...
ПС. Два дома Мирбабаева долгое время были единственными зданиями на площади Азенфть.
Пока на месте "Губернаторского дома" (позже "Дома медработников") не воздвигли гостиницу.