Хотя за подобного рода статьи, я получаю предупреждения от Дзена (с вероятностью блокировки канала), но все равно не могу отказаться от формата фотоподборок.
На мой взгляд, именно такие статьи представляют истинную ценность:
- во-первых, они уникальны не только по некоторым изображениям из архивов, но и в совокупности — нигде в Сети не найти такой подборки;
- во-вторых, в них запечатлена реальная история — не обесцененная текстом, который всегда несет в себе позицию автора или политическую структуру момента;
- в-третьих, такие подборки визуализируют историю, способствуют большему погружению в нее. По большому счету, только ими можно привлечь молодежь, которая привыкла потреблять контент глазами;
- и наконец в в-четвертых, они содержат колоссальный труд по сбору информации. Обычно такого рода материалы готовятся неделями.
Баку. Площадь Азнефть. Начало проспекта Нефтяников
Первая фотография датируется 1876 годом
Есть более ранние снимки, но там еще нет Набережной и со стороны моря стоит крепостная стена.
Вот например фото Александра Ульского 1864 года:
Крепостные стены снесли на следующий год, в 1865-ом.
Снимок ниже, сделанный из района будущей площади Азнефть, показывает не только ее отсутствие, но и появившиеся перед Девичьей Башней строение, которого не было на первом фото.
В 1887 году Зейналабдин Тагиев, привлекший еще 5 бакинских меценатов, создает Акционерное общество конно-железных дорог. Сама конка еще не появилась, но уже виден установленный фонарь в месте, где последующие 130 лет будет пешеходный переход.
А может его установили к приезду императора Александра III, который посетил Баку в 1888 году.
Визит Императора с семьей.
В апреле 1889 года, Бакинская конка официально открыла движение.
Помимо конки, мы видим и появление телеграфного столба на Набережной.
Появляется и фонарь у выхода из Губернаторского сада.
Ко второй половине 90-х, Каспий начинает постепенно отходить от берегов.
Это особенно заметно по снимку ниже — появились остовы старых причалов.
Судя по следующей фотографии рельсы конки постоянно перекладывались. Здесь они проходят значительно ниже фонаря.
Народу и транспорта становится все больше и больше.
Обратите внимание насколько шире стал проспект по сравнению с первыми фото, похоже что его расширяли вслед за уходящим морем.
А это уже закладка будущего Бульвара:
Море ушло безвозвратно.
Чувствуется приближение современности. Уже виден за Девичьей Башней "дом Гаджинского", построенный в 1912 году.
Конки сменились трамваями, а Бульвар зарос.
Губернаторский дом уже стал трехэтажным Домом медицинского работника.
Наконец Азнефть стала Азнефтью.
Еще ближе к современности.
Появилась стильная остановка.
Как-то незаметно на тротуаре выросли деревья)
Алабаш на площади)
Началась цветная история.
Маленькие бакинцы
Все еще не так много автомобилей.
Переход.
Тяжелые 90-е.
Красиво, но не шикарно.
Шикарно, но нет известных бакинских лебедей.
Вновь появились лебеди на Азнефти.
Конец)