Художник-романтик Анн-Луи Жироде-Триозон учился у знаменитого Жака-Луи Давида, художника-классициста. Хотя их понимание искусства отличалось, Жироде-Триозон с почтением относился к учителю и ждал его мнения о своих картинах. Когда он показал Давиду в 1805 году свое новое полотно "Оссиан принимает призраков французских героев, павших за отечество", тот задумчиво постоял перед картиной и деликатно произнес: "Вероятно, эта картина просто замечательна, но я, друг мой, ей-богу, совсем ничего в ней не понимаю!"
Надо сказать, что произведение и на самом деле странное.
В живописном отношении оно замечательное, тут вопросов нет. Но вот сюжет... Мы видим овеянных славой (в буквальном смысле) погибших французских воинов, которые стройными рядами попали в загробный мир. Тут полно каких-то полуголых девиц, протягивающих к ним руки, и главное — погибших принимает в свои объятия поэт Оссиан. Судя по фону, дело происходит на небесах.
Однако, почему именно Оссиан встречает французов-христиан на том свете?! Этот легендарный кельтский бард (кстати, слепой) жил якобы в III веке и был несомненным язычником. Он верил в своих кельтских богов и, соответственно, в тот загробный мир, который предполагался кельтской мифологией. Французы же начала XIX века все поголовно были христианами. По идее, после смерти их героические души должны были попасть в христианский рай с его воротами, святым Петром и т.д. А тут Оссиан! Притом французы тянутся к нему как к родному отцу.
Прав был Жак-Луи Давид — непонятная картина...
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.