Найти тему
13-й пилот

Трудовая книжка офицера запаса-2000. Знакомлюсь с правлением, книги никто не предложил, Серёга приходил

Опять надо учиться. Фото из свободных источников.
Опять надо учиться. Фото из свободных источников.

Мне уже несколько добрых людей сказали, что коллектив мне достался склочный. Я не знаю что такое — склочный коллектив. Сам склоки не люблю и склочных людей стараюсь обойти, а с коллективами до сих пор мне везло — нормальные попадались. Мне сейчас лишние вводные в новой работе не нужны, но с другой стороны — занятно проверить на практике свою теорию, что климат в коллективе зависит от руководителя. Не на сто процентов, если учесть, что коллектив - организм в определённой степени самостоятельный, в нём имеется своя иерархия и движущие силы. Но, со временем, руководитель может и эти движущие силы обуздать и направить в желаемое русло. В крайнем случае можно вычистить деструктивные элементы. Уволить. Это же не армейское подразделение советского времени, где нельзя было просто так уволить человека. Избавиться можно было, но - не вдруг, и год и другой можно было ждать благоприятного случая. На гражданке — проще, тут, главное, хорошо знать Трудовой кодекс, а я его знаю. Теперь у меня появилась возможность и управлять в соответствии с ТК, посмотрю как это получится.

В первые годы офицерской службы в истребительных полках, когда я ещё грезил командирской карьерой, внимательно присматривался к командирам полков. А командиры в полках каждые полтора-два года менялись, а то и чаще. Это потому, что я на периферии служил, где текучка кадров была больше. Присматривался, чтобы кого-то из командиров за образец для себя взять, но, по закону подлости, образцовые из них быстро уходили в другие полки или на повышение в дивизию. Со временем охладел к командирскому росту, но привычка наблюдать, анализировать осталась. И уже в капитанские годы у меня появился простенький критерий оценки командира в новом полку: если во время отсутствия командира в полку — отпуск, командировка, болезнь - жизнь не менялась, то командира можно было брать за образец. Крепкий командир. А если начинался разброд и шатания, то мне понятно, что полк на ручном управлении одного человека, командир не умеет или не желает делегировать полномочия своим замам, всё сам, бедный, круглые сутки, остальные на коротком поводке ждут команды.

В Мерзебурге (ГСВГ) пару лет был суровый командир полка, я легко определял его присутствие в учебном корпусе: если стоит тишина в классах, ни смеха, ни хождений лётчиков между эскадрильскими классами, то командир уже в учебном корпусе. А уж когда он убывал в отпуск, строгая армейская жизнь начинала искриться весельем, офицеры становились раскованней. Боюсь, что и я буду похож на этого командира — люди мою серьёзность принимают за строгость.
Говорили мне и про особое отношение бывшего председателя к некоторым работникам, поэтому я на первой планёрке и сказал, что любимчиков у меня не будет. Про склоки не стал упоминать, надо сначала понять что это такое и как оно выглядит в натуре.

После возвращения из города, где я представлялся начальству Облпотребсоюза, приступил к знакомству с правлением, начиная с председателя правления. Кадровичка принесла мне должностные обязанности, которые были написаны добротно ещё в советское время, и я начал приём начальников и специалистов, стараясь не мешать им функционировать. Если был запланирован выезд на периферию, поезжайте, встретимся позже, у меня и другой работы достаточно. Ещё на планёрке заметил, что присутствующие стали переглядываться при упоминании должностных инструкций и вопросительно смотреть на кадровичку, которая успокаивающе кивала головой на обращённые взгляды, мол, всё есть. Сталкивался в кадровой работе с таким фактом, что работники даже и не знали о существовании таких инструкций для своей должности, работали по устным указаниям начальства. А если указаний не было, то и не работали. Сразу решил показать, что для меня важно, чтобы работник знал свой круг обязанностей и исполнял их без понуканий, а я не собираюсь требовать что-то помимо этих обязанностей.

Председатель правления только подтвердила моё первое впечатление о ней: дама не соответствует занимаемой должности. Но насколько? Я и сам не соответствую, надо погодить с конкретными оценками кадров.
Насторожила меня и мужская половина правления: товарищи управляют тремя ветками хуторской торговли, но обнаружили полную безнадёгу в перспективах этой торговли. Спрашивается: зачем их держать? Надо посмотреть оправдывают ли их магазины зарплату этим начальникам.
К завхозу вопросов не было: у молчаливого товарища работы очень много.

Женская половина была весьма разнообразной и на собеседовании сразу проявила признаки сложного коллектива. Почувствовал это уже при предварительном разговоре с кадровичкой, которую попросил дать краткие характеристики членам правления, перед тем, как с ними беседовать. Многоопытная женщина сразу перешла на доверительный тон в разговоре и, преданно заглядывая в глаза, рассказала много лишнего, пару раз пришлось ей напомнить, что меня интересует характеристика каждого в разрезе должностных обязанностей, а не кто с кем гуляет. Но кадровичка не поняла моих прозрачных намёков, зато я понял, что она мечтает занять место фаворитки, которое было у бывшего председателя РайПО занято другой дамой. Потому и рассказывает мне тайны мадридского двора, не ведая, что я к таким вещам совершенно равнодушен. А может она и не знает, что у человека может отсутствовать такой интерес.

Экономист правления, пожилая и стеснительная женщина показалась мне знающим специалистом, решил, что надо у неё подучиться.
Главный бухгалтер была моего возраста, смешливая дама, обстановку в организации знала хорошо, на мой вопрос о налоговой задолженности сослалась на председателя правления, мол, она платежами руководит, денег в обороте и так не хватает, а налоговая терпит пока. Сразу перепугалась, когда я усомнился в необходимости содержания такого штата бухгалтеров. «Что вы, что вы, - замахала руками главный бухгалтер, - мы работой полностью загружены».
Загружены, это — хорошо. Мне показалось, что главный бухгалтер правления мягковата для своей должности, председатель правления её полностью подавила.
Товаровед и экспедитор дело своё знали. Не думал, что женщине может нравиться разъезжать на грузовиках с товаром, а эти поездки могут длиться и не один день. Боевая женщина. Она и на вид — коренастая и крепкая, из тех, кто в горящую избу войдёт. И держится со мной с достоинством.

А вот юриста РайПО не сразу на собеседование заполучил. Девушка работает у нас на полставки и где-то ещё подрабатывает. Появляется в конторе когда хочет, а после обеда её уже не увидишь. Наконец, мне удалось побеседовать с этой красивой девушкой, стильная одежда которой и умение носить её выдавали обеспеченность родителей. Беседа была похожа на разговор глухого с немым: она не поняла мои претензии, я не понял чем она у нас занимается. Расстались мы недовольные друг другом.
Вызвал кадровичку для прояснения ситуации. Та развела руками: «Я сама не знаю, зачем её взял председатель, толку с неё мало, красуется и всё. Могу предположить, что не мог отказать в просьбе её папе-судье. Опыт надо же ей где-то набирать после института».
Не РайПО, а какой-то аттракцион щедрости! А с папой я знаком: приятный мужчина, отнёсся ко мне с сочувствием, когда разводил меня с бывшей. Как такому откажешь? Ладно, оценю по ходу жизни необходимость юриста в РайПО, посмотрю как эта красавица может работать, а там видно будет.

В один из дней моего знакомства с правлением, когда очередной работник скрылся за дверью, в кабинет вбежала заплаканная женщина из бухгалтерии. «Началось, - подумал я, - ох уж, эти женские коллективы».

- Не слушайте их, я никому ничего не рассказываю, - сквозь плачь проговорила женщина.
- Вы о чём?
- Вам наговорили, что я всё про РайПО своей свахе рассказываю, это — враньё!
- А кто ваша сваха и почему ей нельзя про РайПО рассказывать?
- Зам главы района по экономике. Наши считают, что администрация района через меня всё узнают про РайПО, а я её и не вижу месяцами, - опять в голос зарыдала женщина, - некогда нам с ней болтать.
- Во-первых: никто мне этого про вас не говорил, во-вторых: можете смело со своей свахой про РайПО разговаривать — я ничего от администрации скрывать не собираюсь, хотя бы потому, что ничего незаконного творить не намерен.
- Не говорили? - перестала плакать женщина.
- Нет. Успокойтесь. Мне плевать на то, что администрация будет про нас всё знать, но спасибо, что предупредили, буду это учитывать при разговорах с работниками.

С трудом успокоил женщину, она ушла, а я подумал: «И кому это было надо так завести коллегу, что она в слезах ко мне ворвалась оправдываться, и, главное, зачем». Жестокие шутки в женской половине нашего коллектива!


А вот книжек про работу РайПО мне никто не принёс. И в шкафах в кабинете книжек с теорией не водилось. Бывший председатель и так умный был, у него и мама до пенсии в этой системе работала, так что он с младых ногтей готовился быть председателем совета РайПО. Зато в ящике стола откопал толстый скоросшиватель с рукописными заявлениями на имя первого секретаря райкома КПСС. Вчитался. Мать честная, да это нижайшие просьбы на выделение дефицита: ковров, мебели, цветных телевизоров, хрусталя и прочего. Я даже залип на этом чтиве: занятно было узнавать обоснование своей просьбы на дефицит, ух, как изощрялись некоторые просители, чтобы доказать, что этот товар им нужнее, чем прочим гражданам. Ни спать, ни есть не могут, пока дефицит в доме не окажется. А в авторах были руководители организаций и партийные функционеры, от рабочих заявлений не встретил, мало просмотрел. Наверняка были там и заявления от передовиков труда, их поощряли тоже дефицитом. Знаю это по своей орденоносной тётке-птичнице.

Резолюции первого секретаря заслуживали отдельного внимания: очень эмоционально были сформулированы, и в выражениях он не стеснялся. Собственно, это и документом не было, никакого учёта этих заявлений, похоже не велось, чего стесняться. Партии давно нет, а свидетельство этого близкого прошлого лежит в ящике стола председателя РайПО. Я положил скоросшиватель на место с чувством, будто меня застали за подглядыванием в замочную скважину чужой квартиры. Возникла мысль забрать эти заявления домой и, со временем, что-нибудь литературное из них сотворить, но постеснялся, а потом об этом сильно жалел. Такое свидетельство ушедшей советской эпохи упустил, раззява!

Я пошёл по кабинетам специалистов с осмотром рабочих мест, а на самом деле — искал специальную литературу. Пару хороших книг нашёл у экономиста, толстый «Справочник товароведа» попросил, естественно, у товароведа, несколько книг снял с полки в бухгалтерии. Эту стопку поделил пополам, одну половину оставил на рабочем столе кабинета, вторую взял домой. Перемигивались работники, когда я рылся на книжных полках — ох, уж это моё периферийное зрение. Плевать, мне надо быстро вникнуть в новое дело, освоить терминологию. Чего мне стесняться своего незнания, они и сами знают, что я был от системы кооперации на такой же дистанции, как и от космонавтики. Теперь вечерами корпел над книгами про теорию организации торговли, про экономику потребительской кооперации, про торговое оборудование и выкладку товара в торговых залах. Скоро поеду по хуторам смотреть магазины и прочее недвижимое имущество — жалкие остатки былого богатства РайПО. Я уже узнал, что самые крупные объекты имущества - производственные помещения и склады — находятся под арестом и ждут своего покупателя. К этим объектам я присмотрюсь позже, а в первую очередь надо уделить внимание тому, что приносит живую копейку — магазинам и пекарне.
Запасник Серёга и здесь меня нашёл. Вот уж любопытная Варвара!

- О, Толя, кабинет у тебя, конечно, шикарный! По сравнению с тем, в котором ты в администрации района сидел. А вот организация… не того!
- И?
- Я уже успел справки навести, ловить здесь нечего. А над тобой начальство есть?
- Нет. Формально — собрание пайщиков надо мной…
- Ну, это мелочи. Значит ты и зарплату сам себе назначаешь.
- Типа, того.
- Ты же зарплату себе хорошую назначил, не обидел себя?
- Такую же, как у предшественника, оставил.
- Ну-у-у, Толя, не получится из тебя коммерсанта…
- Ещё один любитель урвать зарплату нашёлся!
- А что, тут ещё такой же умный человек есть?
- Председатель правления. Та тоже удивилась, что я себе зарплату не стал увеличивать.
- Ну вот, видишь, есть тут на кого тебе опереться, слушайся умного человека.
- Надо было главе района тебя рекомендовать в РайПО, спелись бы с председателем правления.
- Не-не, я дождусь получше работы, уже наклёвывается хорошее местечко.
- Это какое?
- ВДОАМ называется, слышал.
- Недалеко от нашего дома здание этого общества с классами стоит, но там никаких признаков жизни не наблюдал. Я мимо него за грибами осенью ходил.
- Увидишь, закипит там жизнь, я это обеспечу. Кстати, у тебя права на вождение авто есть?
- Нет. Подумываю в ДОСААФ записаться на курсы, но сейчас мне не до них.
- Какой ДОСААФ, только ВДОАМ! Будешь моим клиентом, я на тебя рассчитываю. Запишу тебя в первый же набор учеников. Договорились?
- Договорились.
- Ладно, не буду отвлекать тебя от работы, пользу от посещения уже поимел, прощай.
- Пока, коммерсант!