История дальнейшей жизни Г.Шлимана очень увлекательно описана Ирвингом Стоуном в библиографическом романе "Греческое сокровище".
Стоун пользовался массой литературных источников, включая эксклюзив - письма Генриха и Софии, других членов их семьи, которые были переданы их наследниками в дар Геннадиевой библиотеке при Американской школе классических знаний в Афинах.
Стоун - удивительный библиограф, он живым, легким языком повествует в деталях о жизни и работе, личных отношениях Шлимана. И это не скучное перечисление дат, это захватывающая история жизни. При этом Стоун так глубоко погружается в героя, так уверено выстраивает систему мировоззрения Шлимана, что, кажется, он в голове Шлимана и знает, каким тот был.
И что лично меня подкупает в Стоуне - он искренне любит своего героя и восхищается им.
Если коротко, то главное следующее.
Трою искали многие, но именно Шлиман был удачлив, как никто. Во время одного из своих путешествий по Средиземноморью (в том числе и по Эгейскому морю), он выбрал место своих будущих раскопок на полуострове Троада - холм Гиссарлык. Хотя там уже велись раскопки, которые ничего не обнаружили, Шлиман был уверен, что его Троя именно здесь.
Стоун так интересно описывает, как Шлиман пришел к своему выводу о месте нахождения Трои. Шлиман читал Гомера, знал наизусть и анализировал тексты "Илиады", "Одиссеи", искал упоминания о зданиях, сооружениях и примерял их постоянно к ландшафту, искал логику в размещении города. И пришел к выводам, которых придерживался, Троя - тут, под холмом, часть которого уже была вскрыта и пуста.
Шлиман запросил разрешение властей Турции на проведение раскопок. Но в свойственной ему манере игнорировать запреты и правила, не дождавшись разрешения, стал проводить раскопки, торопясь докопаться до истины.
И Шлиман нашел город. Он нашел стены, "троянский" клад, могильные плиты, Ослепленный Гомером, верой в себя, он заставлял работников рыть траншеи, смело отбрасывал слои почвы и искал то, что считал гомеровским "градом Приама" - Троей.
Трагедия заключается в том, что холм Гиссарлык содержал остатки как минимум 9 поселений, последовательно сменявших друг друга. И Шлиман дошел до слоя, который назвали Троя-2. Он думал, это - его Троя. Но то, что он хотел найти, это Троя-7. И он ее уничтожил.
Шлиман нашел город, который был построен на 1 200 с лишним лет раньше Приама, а в своем варварском усердии погубил культурный слой, который мог быть той самой Троей.
Споры по поводу того, Троя или не Троя была найдена Шлиманом, по поводу датирования найденных останков поселений, по поводу аутентичности найденного клада, шли долго. После того, как научное сообщество признало реальность и значение найденного Шлиманом, и перестало обвинять его в мистификации и обмане, археологи и историки возненавидели его за непрофессиональное ведение раскопок, разрушение культурных слоев, плохую фиксацию последовательных работ и прочее.
Но Шлиман сделал то, что никто не сделал. Биограф Шлимана Г.Штоль написал: "Разве подвиг Колумба умаляется тем, что он искал морской путь в Индию и был убежден, что он открыл именно ее? Разве значение Шлимана уменьшается от того, что он заблуждаясь, думал, будто в руках у него сокровище Приама, тогда как это был клад правителя, жившего за тысячу лет до Приама?"
О кладе.
Шлиман нашел в Трое целый комплекс кладов - всего 19 или 21.
Клад Приама — это так называемый клад A, найденный 31 мая 1873 году.
Как описывал сам Шлиман, он заметил предметы из меди и объявил рабочим об окончании работ. Рабочие были местные жители и Шлиман не хотел, чтобы власти Турции узнали про клад, иначе по условиям выданного разрешения на раскопки пришлось бы оставить все находки в Турции. А Шлиман хотел иного.
Из-под шаткой древней стены он откопал различные предметы из золота и серебра. Клад находился в каменном ящике в серебряном двуручном сосуде. Шлиман тайно вывез драгоценные предметы в Афины, хранил их у себя, описывал, фотографировал. Всего около 10 000 предметов, включая мелкие детали, бусины, пуговицы, кольца, посуду, оружие.
Власти Турции, возмущенные его дерзостью, возбудили против него судебные разбирательства, которые могли поставить крест на его деятельности и свободе, но все ограничилось возмещением ущерба в 10 000 франков. Шлиман был счастлив. Он и больше бы заплатил, чтобы представить миру эти находки самому, от своего имени. Вместе с женой он сделал описание клада, найденные бусины из золота они собрали в нитки и составили ожерелья.
Широко известна фотография Софии Шлиман в украшениях из клада "Приама".
Шлиман не планировал оставлять клад у себя, нет. Он хотел признания и славы. Хотел, чтобы научный мир признал, что он нашел Трою, а клад Шлиман был готов передать любому государству, который поместит находки в музей имени самого Шлимана.
Ни один музей не согласился с этим предложением. Кроме Берлинского Античного музея. Немцы сумели в достаточной мере восхвалить Шлимана, ему и его жене присвоили звания профессоров, рукоплескали, восхваляли и были щедры на признание заслуг. И в 1881 году Шлиман передал свою коллекцию Античному музею. София Шлиман кстати не была в восторге от того, что "Троянские сокровища" остались в Германии. Она мечтала о том, чтобы они остались на ее родине в Греции. Но муж решил по-другому.
В 1945 году клад прятали под Берлинским зоопарком, он был передан советской комендатуре директором музея археологом Унферцагтом, который опасался за сохранность сокровищ. И долгое время дальнейшая судьба клада была не известна мировому сообществу.
Клад был привезен в Москву, где его разделили. 259 предметов из золота, серебра и горного хрусталя были оставлены в Москве у Антоновой в ГМИИ имени Пушкина, а 414 изделий из бронзы и керамики переданы в Ленинград, в Эрмитаж. В 1949 году все эти предметы были перемещены в секретные хранилища.
В 1992 году правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в России. 16 апреля 1996 года клад Приама был выставлен впервые и сейчас можно прийти в зал №3 Пушкинского музея и увидеть эти диадемы, нити из бисера, серьги, кольца, золотой сосуд, потрясающие ритуальные топоры, которые таким необыкновенным путем оказались рядом с нами.
Есть и виртуальный тур по залам музея https://www.virtual.arts-museum.ru/data/vtours/main/?lp=3_1&lang=ru
Часть из клада также выставляется в Эрмитаже, можно будет поискать там тоже из интереса.
По вопросу того, какой музей мира будет выставлять эту коллекцию, дискуссий было много. У Германии было требование к РФ о возврате сокровищ, такие же претензии были у Турции. Но Россия не намерена возвращать их. Согласно Закону 1998 года "О ценностях, перемещенных в РФ в результате Второй мировой войны и ее последствий" перемещенные предметы искусства считаются культурным наследием РФ, трофейным искусством и не могут быть переданы другим странам.
А о взаимном культурном обмене после удержания Нидерландами скифского золота, полагаю, речи нет.
Итак, чье же золото хранится в Пушкинском музее
В конце концов, даже Шлиман признал, что найденное им, это не клад Приама, последнего царя Трои, отца Гектора, убитого Ахиллом, и Париса, любимца Афродиты. Золотые диадемы никогда не носила Прекрасная Елена, из кубков не пил Приам. Определенно владел этими вещами правитель или городской голова (Шлиман так назвал дом, в котором нашел первый клад), поселения, которое было полностью разрушено и сгорело.
Но в любом случае это удивительное сокровище Трои, которое было найдено, благодаря одному человеку с лопатой, и открыто им для мира.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки!