Да, Господь неоднократно говорит об этом однозначно: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его”» (Мф. 25:41, также см. Мф. 25:46, Мк. 9:43, Откр. 14:11).
«Нам разрешено надеяться, что ад пуст" - вот как это иногда формулируют. Даже самым консервативным христианам трудно придать позитивный оттенок гневного Бога, который бросает людей в ад.
«Любовь не боится, любовь не прячется, любовь долготерпелива (1 Кор. 13:4) к себе и другим. Время не лечит от любви, как иногда говорят в народе; время любовь…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение отрывка из книги протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой «Влюбленность. Любовь. Зависимость», https://t.me/molitvaikona/9134 .
Трагично, что некоторые христиане были так избиты историями о гордом, мстительном Боге, что они сбежали из лона Иисуса. Неудивительно, что некоторые становятся атеистами; кто захочет провести вечность с таким тираном?
Тем не менее, я собираюсь обосновать ад, хотя и не тот, который вы видите в мультфильмах, огненной пещере, где демоны тыкают тебя вилами. Данте сделал так, чтобы такие вещи выглядели довольно захватывающими, но "Инферно" был написан почти через 1300 лет после Евангелий. Когда вы отстраняете европейские и средневековые предположения и смотрите на писания христиан в землях и культурах ближе ко времени Иисуса, вы получаете другую картину.
Прежде всего, ад - это не место. Если вы отделены от своего тела и существуете только как дух, вы не занимать места. В еврейских Писаниях все мертвые, праведные и неправедные, пребывают в Шеоле (греческие Писания перевели его как «Хадес»). Это не физическое царство, где души всех усопших ждут Страшного суда.
Но не все они испытывают это одинаково. В притче Иисуса о Лазаре и Богаче (Луки 16:19-31) Богач не изолирован в мрачном альтернативном измерении; он может видеть Лазаря и говорить с Авраамом. Но он уверен, что не очень хорошо проводит время.
Как это может быть? Потому что реальный ответ на вопрос "где" - "в присутствии Бога". Ничто не существует вне Бога, что делает концепцию «отделения от Бога» лишь удобной метафорой. "Кого я должен бежать от твоего лица? ... Если я заправлю свою постель в Шеоле, ты там" (Псалом 139:7-8). В этой жизни мы воспринимаем это присутствие, пульсирующее через все материальное творение. В следующей жизни эта материальность будет растворена, и мы будем облучены живой энергией, которая поддерживает Вселенную.
Те, кто любит Бога и готовится к усвоению Его света, начнут преображаться даже в этой жизни; они становятся «участниками божественной природы» (2 Петра 1:4). Но те, кто сопротивляется и игнорирует Бога, «закаливают свои сердца» (Евреям 3:15). Если они «любят тьму, а не свет» (Иоанна 3:19), они обнаружат, что неизбежный блеск - это жгучее страдания и парадоксальная слепота.
Самая безопасная ставка и почтительная духовная дисциплина - предположить, что вы лично являетесь худшим грешником в мире. Св. Павел подает пример, называя себя «самым главным» из грешников (1 Тимофею 1:15). И, хотя Бог не сказал нам, кого он будет или не будет спасать, он дал нам безопасную гавань. Христиане соглашались на определенную духовную помощь с самых ранних веков: Евхаристия, личное духовное руководство и исповедь, публичное богослужение, частная молитва и заступничество «великого облака» святых. Святой Кирилл Иерусалимский (IV век) сказал, что Дух проникает во все наше существо, как огонь превращает кусок железа, «так что то, что было холодным, становится горящим, а то, что было черным, становится ярким».
Если вы соберете свою собственную лестницу на небеса, вы не узнаете, каких ступеней не хватает. Практика, поддержанная консенсусом сообщества, является более верной ставкой для скромных.
Итак, да, нам нужен "ад" - вернее, нам нужно срочное осознание того, что вечные страдания - это ужасающая возможность. Но, с другой стороны, я не вижу никакого разрешения представить, что "ад" пустует, с шезлонгами, сложенными и сложенными. Иисус был решительно настроен не на то, что существует место под названием ад, а скорее на то, что некоторые будут в куне, с «плачем и скрежетом зубов». Он нигде не побуждает нас надеяться, что он просто шутил, и все будет хорошо.