Найти тему

Граф Петр Шиловский - первый создатель гирокара

Оглавление

Граф Петр Шиловский: первый создатель гирокара

Как много вы знаете о гироскопах? Наверное, большинство людей может судить о них лишь по детской игрушке – юле. А граф Петр Шиловский не только изучил принципы действия «волчка», но и смог построить автомобиль с его применением.

-2

Странный чиновник, но талантливый изобретатель

Потомственный дворянин Петр Шиловский, несмотря на блестящую карьеру чиновника, больше интересовался техникой. За свою жизнь он не раз занимал руководящие посты в нескольких губерниях Российской Империи и везде его старания были оценены с лучшей стороны. В 1913 году ему даже присвоили звание почетного гражданина Костромы, но управление мало интересовало его. Граф Шиловский был увлечен гироскопами, интересовался устройством Фуко и Боненбергера настолько, что решил продолжить дело ученых. В 1909 году он представил миру свое изобретение и получил патент сразу в четырех странах Европы и России. Это было устройство для сохранения равновесия повозок и другого транспорта с неустойчивой конструкцией.

В это же время в Европе инженер Бреннан потерпел неудачу, пытаясь построить одноколейную дорогу с локомотивом. Его проблема была в отсутствующей автоматике, при любой поломке гироскопа состав мог попасть в аварию. Да и стоять ровно поезд мог только с работающим двигателем. Но Петр Шиловский считал, что в механизмах с гироскопом есть огромный потенциал, годами он экспериментировал с гироскопами, пока сам не доработал идею безопасной одноколейной дороги. В России проект не получил финансирования, зато монорельс оценили в Англии! На лондонской выставке был представлен первый прототип, который удачно перевез 32 человека и прокатил самого Уинстона Черчилля! Это был успех, и Петр Шиловский задумался, а почему бы не создать автомобиль с гироскопом?

-3

Гирокар: предшественник современного сегвея

Прототип гирокара имел всего одну ось с двумя колесами. Кроме ДВС машина была оснащена электрическим гироскопом, удерживающим равновесие конструкции. Механизм представлял собой тяжелый ротор (600 кг), питающийся от электромотора и динамо-машины, работающей от ДВС. Общий вес гирокара получился внушительным – 2,75 тонны!

Автомобиль Шиловский решил собрать тоже в Англии, предоставив собственные чертежи и финансы компании Wolseley. Несмотря на странную и незнакомую конструкцию, инженерам удалось собрать гирокар всего за год, причем каждая деталь была изготовлена вручную. И 13 ноября 1913 года прототип вышел на первое испытание. Инженеры убрали подставку, предварительно раскрутив гироскоп и были удивлены! Несмотря на массу более 2,5 тонны, машина твердо стояла всего на двух колесах и даже не наклонилась, когда ее попытались опрокинуть. Первый заезд тоже прошел успешно, но на одном из них все же случилась авария. Граф перепроверил все, что можно повторно и решился выставить свое детище публично. И вот, гирокар оказался в центре Лондона. Он вызвал восхищение публики и восторг прессы, даже сам Бреннон, потерпевший неудачу с монорельсом, прокатился в нем и остался под впечатлением. Изобретение получило патент в Германии, России и Англии, и, казалось бы, удача сопутствовала графу! Но тут началась Первая Мировая война, которая спутала ему все планы.

Но даже в нелегкое военное время граф Петр Шиловский продолжал изобретать гироскопические механизмы. Ему принадлежат идеи гироскопического указателя курса для самолетов, стабилизатора для орудий корабля, а также проект по развитию монорельсовой железной дороги в России.

Наука
7 млн интересуются