Неожиданный случай произошел со мной во время дальнего перелета на самолете крупной российской авиакомпании. Откровения бортпроводника застали меня врасплох и заставили по-новому посмотреть на эту профессию. Стюардессы - кто они для нас, пассажиров? Распорядители? Спасатели? Обслуживающий персонал? Официанты? И должны ли мы им доплачивать за хороший сервис?
Медсестра и заправщик
Для начала чуть-чуть истории вопроса. Профессия стюардессы произошла от медицинской сестры. На заре авиации самолеты летали очень низко, пассажиры дико боялись, многим становилось плохо в полете. Поэтому было решено брать на борт медсестер.
Считается, что первой в мире стюардессой стала американская медсестра Эллен Черч. 15 мая 1930 года она совершила первый рейс по маршруту Сан-Франциско – Шайенн. Опыт был признан удачным. И вскоре стюардессами обзавелись многие авиакомпании.
Обязанности первых бортпроводниц отличались от сегодняшних. Они не только должны были оказывать медицинскую помощь пассажирам, но и носили их багаж, чинили неисправные кресла, заправляли самолет и даже помогали летчикам закатывать его в ангар. Платили за такую работу 125 долларов ежемесячно. Тогда это считалась хорошими деньгами.
Прожила первая стюардесса недолго: умерла в возрасте 60 лет. Помимо нагрузок на рейсах сказалась Вторая мировая война: она была вынуждена снова стать медсестрой. В честь Эллен Черч назван маленький аэропорт в ее родном городе городе Креско в США.
Наблюдатель и спасатель
Сегодня, если кому-то на рейсе станет плохо стюардесса в лучшем случае даст аспирин из бортовой аптечки или начнет объявлять в салоне нет ли врача среди пассажиров. Оказание медицинской помощи больше не входит в обязанности бортпроводников. Их функции изменились и требования к ним тоже. Вот выдержка из типовой должностной инструкции стюардессы:
Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров в соответствии с правилами компании.
Проведение общего досмотра помещения судна до и после рейса.
Обеспечение сервисного обслуживания членов КВС и пассажиров в соответствии с правилами компании.
Общий контроль состояния спасательного и бытового оборудования, а также информирование руководителя КВС о замеченных проблемах.
Проверку санитарной обстановки до посадки пассажиров.
Помощь пассажирам в их размещении.
Прием и размещение коммерческой загрузки, а также почты, оборудования и прочего груза.
Информирование пассажиров о стандартах, обязательных к соблюдению на борту судна.
Отслеживание соблюдения пассажирами норм поведения на борту судна.
Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами компании.
Взаимодействие с другими членами экипажа по решению рабочих вопросов.
Консультирование пассажиров в границах своей компетенции.
Организацию эвакуации пассажиров при возникновении ЧС.
Соблюдение в своих действиях норм дисциплины, безопасности, внешнего вида и других правил, закрепленных в соответствующих корпоративных документах.
"Я же как официантка!"
А сейчас вернемся на борт самолета Боинг-777. Восьмичасовой перелет в далекие края. Стюардессы уже накормили ужином пассажиров и погасили свет в салоне. А мне не спится. Решил прогуляться. Бортпроводница Наталья, расправившись со всеми делами, явно скучала около бортовой кухни.
Светловолосая стройная молодая женщина, на вид лет тридцать с небольшим. Форма ей очень к лицу.
Вы обращали внимание, что стюардессы смотрят по-особенному. Думаю, на курсах бортпроводников специально тренируют этот взгляд. Вроде бы близкий, и в тоже время очень далекий. (Прямо как в фильме "Роковая красотка").
Дружелюбный, но в тоже время дисциплинирующий. Наталья на время сняла это профессиональное выражение лица. Пока пассажиры спят.
-А вы быстро привыкли к постоянным сменам часовых поясов? - поинтересовался я.
-Да как вам сказать. Я больше 10 лет летаю... - явно рассчитывая поразить меня сказала стюардесса.
-Это же очень вредно! Особенно для женщины! - сочувствую я.
-Это правда, но есть и плюсы, - оживилась Наталья. - Вот вы заплатили за путевку, а мне море, пальмы и четырехзвездочный отель со "все включено" бесплатно положен. На три дня. Отдохну и обратно полечу.
-Наверное, весь мир посмотрели!
-Да, но одно я все же изменила бы в нашей работе! - неожиданно сказала Наталья.
-И что же?
-Я бы хотела чаевые!
-В смысле?
-Чтобы пассажиры оставляли нам деньги за обслуживание! - это прозвучало многозначительно...
-Чаевые за что?
-Мы разносим еду, напитки, улыбаемся. Почему официанты в ресторане за тоже самое получают чаевые? А мы чем хуже? Я считаю, что это было бы справедливо! Я же как официантка! - убежденно сказала стюардесса. Было видно, что тема у нее наболела.
-Ну вы знаете, в авиации это не принято. Во многих странах вообще предупреждают: не пытайтесь дать чаевые людям в форме. Вас могут неправильно понять, - попытался отшутиться я.
-Да? - с грустью сказала бортпроводница. - Знаете, еще лет 10 назад, когда я начинала, наша профессия считалась престижной. Не каждая могла сюда попасть. Когда говорила, что работаешь в Шереметьево, многие завидовали. А сейчас? Отношение как к обслуге. Хорошо, если мы обслуживающий персонал, тогда будет правильно платить нам чаевые. Чтобы оценить нашу работу. Вы же в ресторане чаевые оставляете?
Согласно данным сайтов по поиску персонала, в настоящий момент в крупных российских авиакомпаниях много вакансий бортпроводников. Зарплату предлагают от 100 000 рублей в месяц. В тоже время авиалинии арабских стран "Эмирейтс" и "Этихад" готовы платить россиянам за тоже самое 250 000 рублей. Рассматривают кандидатов без опыта работы.
А как в поездах и на теплоходах?
Если посмотреть на другие виды транспорта, то Наталья права. Чаевые давно вошли в норму и даже приветствуются. Например, если вы путешествуете на круизном теплоходе, в каюте как правило лежит напоминание о том, что если вам все понравится в путешествии, команда будет признательна за чаевые. Их можно перевести по QR-коду или бросить наличные в специальный ящик.
На железной дороге чаевых официально нет. Но наверное, каждый оставлял проводнице сдачу, попив чаю. А иногда и сама вагонная хозяйка, не стесняясь, объявляет, что сдачи нет. И пассажиру остается смириться с дополнительным вознаграждением для проводника.
Авиация в части чаевых для экипажа в отстающих.
Но с другой стороны: если вспомнить приведенную выше должностную инструкцию, задача стюардесс - наладить эвакуацию в экстренной ситуации.
Как они себя поведут, если будут получать чаевые? В первую очередь спасать тех, кто больше дал?
А если авиакомпания, как многие сейчас, не предоставляет питание на рейсах, тогда обойдутся без чаевых? Или все-таки стоит поощрить банкнотой даже за стакан воды? А за помощь с размещением рюкзака на полке сверху? Или это бесплатно?
Командиру корабля тоже стоит "добавить сверху" за удачную посадку? Так сказать дополнительно мотивировать?
Напишите в комментариях, согласны ли вы давать чаевые бортпроводникам в самолетах? И почему.
А чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel