Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Завтрак на траве» - пионерское лето, импрессионизм и коллективизм

Это – фильм-настроение, точнее – впечатление, потому что есть недвусмысленная отсылка к импрессионизму. Изначально в сценарии это называлось «Будь готов!», но затем стало «Завтраком на траве» (1979).

Режиссёр - Николай Александрович, сценарист - Михаил Львовский, база - рассказы Анатолия Черноусова, от которых оставили самую малость. Да, насчёт завтрака! Интересный момент – считали, что целевая аудитория сможет уловить аллюзии.

Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.
Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.

Картину Клода Моне показывают в одной из сцен, где пионервожатый разглядывает альбом импрессионистов, и предполагалось, что дети в своей массе видели и знают, что за пикник на природе имеется в виду.

Импрессионизм был актуален среди позднесоветской интеллигенции, и появление в кадре того альбома неслучайно. Также обращает на себя внимание его …затрёпанность. То есть к этой книге много раз возвращались и давали посмотреть.

К слову, сюжет Клода Моне – это ответ Эдуарду Мане, который создал «Завтрак…» на три года раньше, но там была фривольная сцена, шокировавшая публику. Впрочем, в те времена выезды на природу были, что называется трендом - они описываются у Эмиля Золя и Ги де Мопассана...

Но и подростки были в курсе импрессионизма – тогда было стыдно …не читать книг и не знать художников. На всё нужна мода, как ни странно это звучит. В 1970-х у нас был востребован гуманитарный интеллектуализм, подобно тому, как в 1960-х держалась мода на интеллектуализм технический.

Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.
Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.

«Завтрак на траве» - это сцены из жизни пионерского лагеря, где-то приукрашенные и схематичные, но по большей части – весьма точные. Это – даже не повествование. Это - ощущение. Как в первых кадрах «Завтрака…» показано самое начало лета – в его безграничности.

Это – наше лето, наше детство, …наша страна, какой уж нет. Исчезнувшая Империя. Тот город, что мы видим на фоне песенки о Золотой рыбке, мог быть, где угодно (снимали в Протвино) и везде было то самое лето. Предвкушение счастья. Запах нагретого асфальта, бензина, цветов и солнца.

Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.
Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.

Итак, молодой рабочий Ваня Ковалёв (Сергей Проханов) готовится к поступлению в технический институт, но его коллега предлагает Ване готовиться к вузу на лоне природы, совмещая занятия с «непыльной» деятельностью пионервожатого.

В результате Иван становится образцовым педагогом, найдя правильный подход к трудным или «не таким, как все» ребятам. В общем-то это и всё. Но – как! В центре внимания – те самые неформатные дети. Такие, к которым и не подберёшься без волшебных ключей.

Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.
Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.

Юрик Ширяев – сын матери-одиночки, предводитель мини-шайки; Люда Пинигина – рано развившаяся девочка-фея, в духе соловьёвской Лены Ерголиной из «Ста дней после детства» (1975) и, наконец, главный фигурант – Дима Мурашкин, мечтающий стать …сюрреалистом и рисующий злые карикатуры на того же Ширяева.

Сценарист Михаил Львовский вообще любил тему детей-отщепенцев, которые по факту – интереснее «обычных». Всем этим ребятам предстояло влиться в коллектив, оставаясь, тем не менее, собой. Ныне часто говорят, что советская система ломала человека. Всё не так.

Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.
Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.

Она, та система …дозволяла жить в параллельной реальности – и взрослым, и детям. По сути, Ширяева с его пацанской вольницей, Пинигину, постоянно говорящую о своём низком гемоглобине, чтобы оставили в покое и, конечно же, Мурашкина, сбегающего от мира, насильно никто не заталкивал на мероприятия.

Они подтянулись сами и при этом сделались центральными фигурами. В финале мы видим, как сюрреалист Мурашкин …становится импрессионистом и пишет свой «Завтрак на траве», который посвящает своему вожатому, лагерю, детству. Но и тут он изображает себя – отдельно. Хотя, тут все – отдельно.

Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.
Кадр из фильма «Завтрак на траве» (1979). Скриншот.

В общем, фильм ещё глубже, чем видится поначалу. А «первый слой» - внятен и прост: бескрайность тёплого мира, дивные песенки, добрые и понимающие взрослые. Всё так и было, даже для тех, кто хотел быть особенным.

А ещё это рассказ о любви, хотя, она тут - не главное. Любовь показана тоже, как ощущение и переживание, которое лишь улавливается, но не выказывается. Восторг Мурашкина перед очарованием Пинигиной - это уже поиск своей музы, а она нужна импрессионисту, сюрреалисту, соцреалисту...

Zina KorZina (c)