Кинофильм «Влюблён по собственному желанию» (1982) можно назвать энциклопедией поздне-советской жизни. При всей незамысловатости этот сюжет перенасыщен образами и смыслами, характерными для начала 1980-х годов.
Обычно все следят за развитием вялой лав-стори, хотя она тут не самое интересное. И даже не самое главное.
Тут важны фрагменты и детали, из которых собрана картина. Вот ряд забавных сцен, где главная героиня знакомится с худосочным интеллигентом, рассуждающим о Ренессансе.
О, вы же Мадонна работы Джотто! «Образ, рисунок, субстанция души...», - говорит потёртый кавалер и тут же приглашает Веру Силкову к себе домой.
Произносит красивые банальности: «Вы не ширпотреб — вы инд-пошив», то есть индивидуальный пошив в ателье, что гораздо дороже.
Типичный представитель тогдашней «образованщины», как назвал эту категорию Александр Солженицын. Хватание по верхам, словоблудие, ощущение себя аристократами духа.
«Не правда ли, Моцарт — это вдох, а Бетховен — выдох?» - вопрошает эстет и видно, что фраза эта — давно заучена. То есть произносилась не один раз, а — бессчётно.
Репродукции классики на стене, бюст Нефертити, жостовские подносы и, наконец, главнейший символ «застойной» интеллигент-элиты.
Та-дам! Ствол берёзы в городской квартире. Поиски истоков и сермяжной посконности. Разумеется, острейшее желание выпить.
Креативно-импортная подставка-бар в виде глобуса. Земной шар и — вдруг хранилище для коньячных бутылок. Всё — рядом.
Типаж, многажды описанный Сергеем Довлатовым, чей круг знакомых состоял примерно из таких вот не_юных хиппи, уважающих сорокаградусные жидкости и разговоры о «высоком».
Но более всего персонаж изумился отказу Веры прям тут же переспать с ним. Не зная имён друг друга, судя по всему. Великолепно сыграно: «Вы что, издеваетесь?»
Он реально рассчитывал на постельное продолжение знакомства. Привычка. Но и это не так изумляет, как относительная обустроенность его быта.
Да, он живёт в коммуналке, но в старинном доме с замысловатым расположением комнат. На нём очень дорогой замшевый пиджак. Имеются джинсы.
Обиталище тоже не особо захламлено. Он не так уж плохо устроен при Советской Власти. Работает где-нибудь оформителем на полставки, тусуется, побухивает.
Время от времени приводит к себе интеллигентных женщин — поговорить о Моцарте и Джотто, выпить, заняться любовью. И — никакой персонально-коллективной ответственности.
Судя по тому, что сразу перешёл к поцелуям и намёкам, с дамами у него особых проблем не возникало. Поэтому любитель Ренессанса и выпивки так испугался, когда Вера заорала. Не ожидал.
Кстати, именно такие люди более других «потерялись» в грядущих 1990-х, хотя, им поначалу казалось, что настала долгожданная свобода.
Нигде и никогда, кроме как в эпоху Застоя, такие художники-болтуны-оболтусы не пользовались всеми привилегиями бытия.
Они расслабленно и сыто жили, получали кое-какие заказы, умничали под водочку, обнимали вполне доступных женщин — из работниц НИИ, желавших приобщиться к миру искусств. А потом — пшик.
Капитализмус. Да и витиеватость слога перестала волновать мимолётных подруг. Заказчиков - тоже. С одной стороны, этих людей безумно жаль, а с другой...?
Зина Kорзина (с)