Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Интересный момент в «Приключениях Петрова и Васечкина»

В «Приключениях Петрова и Васечкина» (1983) , равно как в менее удачном продолжении «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984) есть масса интереснейших деталей, но сегодня хочу остановиться вот на чём… В первой части дилогии ребята пытаются «укротить» строптивую Машу, взяв за основу комедию Вильяма нашего Шекспира «Укрощение строптивой». Все помнят неловкие пируэты Васи Петрова и вопль: «Могу тебе, Маша, вмазать так, что…» в общем, перестанет Маша быть строптивой. Но - увы. Не сработало. Далее. В телефильме, посвящённом каникулам, обе серии созданы по мотивам хрестоматийных произведений – «Ревизора» и «Дон Кихота». Сначала хитрый Васечкин пытается выдавать себя за дикого хулигана по кличке Гусь (привет Гусеву из «Электроника»), и все подростки играют роли, описанные Гоголем. Вплоть до того, что главные сплетницы, принесшие весть, зовутся Бобкина и Добкина – Бобчинкий и Добчинский (шикарный дуэт с рефреном «Сама ты, Оля, вредина!» ). Потом, как водится, прибывает реальный Гусь. Во второй

В «Приключениях Петрова и Васечкина» (1983) , равно как в менее удачном продолжении «Каникулы Петрова и Васечкина» (1984) есть масса интереснейших деталей, но сегодня хочу остановиться вот на чём…

В первой части дилогии ребята пытаются «укротить» строптивую Машу, взяв за основу комедию Вильяма нашего Шекспира «Укрощение строптивой».

Все помнят неловкие пируэты Васи Петрова и вопль: «Могу тебе, Маша, вмазать так, что…» в общем, перестанет Маша быть строптивой. Но - увы. Не сработало.

Все помнят неловкие пируэты Васи Петрова и вопль: «Могу тебе, Маша, вмазать так, что…» Скриншот. Источник - YouTube.
Все помнят неловкие пируэты Васи Петрова и вопль: «Могу тебе, Маша, вмазать так, что…» Скриншот. Источник - YouTube.

Далее. В телефильме, посвящённом каникулам, обе серии созданы по мотивам хрестоматийных произведений – «Ревизора» и «Дон Кихота».

Сначала хитрый Васечкин пытается выдавать себя за дикого хулигана по кличке Гусь (привет Гусеву из «Электроника»), и все подростки играют роли, описанные Гоголем.

Вплоть до того, что главные сплетницы, принесшие весть, зовутся Бобкина и Добкина – Бобчинкий и Добчинский (шикарный дуэт с рефреном «Сама ты, Оля, вредина!» ). Потом, как водится, прибывает реальный Гусь.

Замечу - Петров ходит с книгой. Скриншот. Источник - YouTube.
Замечу - Петров ходит с книгой. Скриншот. Источник - YouTube.

Во второй серии Петров и Васечкин, столкнувшись с «несправедливостью бытия» и бессмысленным прозябанием, лишённым романтики, а попросту заскучав, устремляется на подвиги под видом Дон Кихота и Санчо Пансы.

Причём Петров-Санчо оказывается более «рыцарем», чем фанфарон Васечкин. Мальчики попадают в самые разные ситуации, отдалённо напоминающие сюжет Сервантеса,...

...включая, битву с мельницей – там декоративная мельница служит дизайнерским оформлением ресторана.

Во второй серии Петров и Васечкин устремляется на подвиги под видом Дон-Кихота и Санчо Пансы. Скриншот. Источник - YouTube.
Во второй серии Петров и Васечкин устремляется на подвиги под видом Дон-Кихота и Санчо Пансы. Скриншот. Источник - YouTube.

Итак, перед нами – обычные троечники. Петров и Васечкин всем так понравились именно потому, что были «как все» - такие пацаны учились с нами в одном классе, гуляли в нашем дворе, отдыхали с нами в пионерских лагерях.

То есть не бандиты и не «ботаники», а boys -next-door, что называется. И эти средне-типичные, не сильно умные ребятки постоянно и - с лёгкостью обращаются к высокой классике.

Причём, «Дон-Кихот» - очень сложный текст, символизирующий переход от позднего Ренессанса к Барокко, а в СССР это считалось подростковой литературой.

Итак, перед нами – обычные троечники. Но...
Итак, перед нами – обычные троечники. Но...

Ещё один момент – фильм был создан не только для начитанных отличников, но и для широкого круга детей и подростков. То есть потенциальный зритель должен понять шутки и сюжетные развороты, основанные на Шекспире, Гоголе и Сервантесе.

И все понимали. Всем нравилось. Я не помню ни одного ребёнка, который «тупо не врубился». А если бы таковой нашёлся, его грубо осмеяли бы. В СССР было стыдно не иметь дома книг и не читать.

Поэтому даже забавно-развлекательные киношки создавались в расчёте на кое-какой базовый интеллект. А база была - ого-го. Не попса.

Zina KorZina (c)