Это первая тема из рабочей тетради "Синтаксис сложного предложения. Часть 2. Сложноподчинённые предложения". Рабочий лист содержит теорию по теме и авторские упражнения, составленные на основе рассказов А. Конан Дойла "Приключения Шерлока Холмса".
Теория
Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны по смыслу. Между ними подчинительная связь, то есть одна часть (придаточная) подчиняется другой (главной). Части сложноподчинённого предложения связаны подчинительными союзами или союзными словами.
- Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении.
- Придаточное предложение может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, может указывать на причину, цель, условия и т. д. тех событий, о которых говорится в главном.
- От главной части можно задать вопрос к придаточной.
Графическое обозначение частей СПП:
[ ] – главное предложение.
( ) – придаточное предложение.
Сигналы, которые подсказывают нам, что предложение сложноподчинённое:
- подчинительный союз (союзное слово);
- две и более грамматических основ.
Запомните! Подчинительный союз (союзное слово) всегда находится в придаточной части.
Подчинительные союзы
- Изъяснительные: как, чтобы, что, будто и др.
- Временные: когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока и др.
- Причинные: ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.
- Целевые: чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
- Условные: если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз.
- Уступительные: хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что.
- Сравнительные: как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно.
- Следствия: так что.
Союзные слова
Это относительные местоимения и местоименные наречия, которые служат для связи простых предложений в составе сложноподчинённого.
- Относительные местоимения: кто (кого, кому, кем, о ком), что (чего, чему, чем, о чём), какой, который, чей, сколько.
- Местоименные наречия: как, где, куда, откуда, когда, насколько.
Структура и пунктуация сложноподчинённых предложений
1. Придаточное предложение находится после главного. На границе частей ставится запятая.
[ ], (подч. союз ).
2. Придаточное предложение находится перед главным. На границе частей ставится запятая.
(подч. союз ), [ ].
3. Придаточное предложение разрывает главное. Придаточное предложение с двух сторон выделяется запятыми.
[ ,(подч. союз – = ), ].
Упражнения
Упражнение 1. Прочитайте текст. Выполните задания.
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
(1) Я всё ещ... взвеш...вал в уме это дело, когда к Брайони-лодж подк...тил изящный эк...паж. (2) Из него выск...чил какой (то) джентльмен (не) обычайно кр...сивый усатый смуглый с орли(н/нн)ым носом. (3) Очевидно это и был тот суб...ект, о котором я слыш...л. (4) (По) видимому он очень сп...шил и был крайне взв...лнован. (5) Пр...казав кучеру ждать он проб...жал мимо горничной открывш...й ему дверь с видом человека, который чу...ствует себя в этом доме хозя...ном.
(6) Он пробыл там около (полу) часа. (7) Мне было видно через окно гости(н/нн)ой, как он ходит (в) зад и (в) перёд по комн...те возбуждё(н/нн)о толкует о чём (то) и размах...вает руками. (8) Её я (не) вид...л. (9) Но вот он выш...л на улицу, ещ... более взволнова(н/нн)ый.
(По А. Конан Дойлу)
2. Найдите сложноподчинённые предложения. Выпишите их номера. Подчеркните в них грамматические основы, обведите овалом подчинительные союзы и союзные слова.
Ответ: ________________
Упражнение 2
Найдите в сложноподчинённых предложениях главную и придаточную части. Выделите их графически. Подчеркните грамматические основы. Выделите цветом или обведите овалом подчинительные союзы и союзные слова. Составьте схемы предложений.
Образец
[Холмс бросился в толпу], (чтобы защитить леди).
[– =], (чтобы =).
- Я должен во время еды обсудить с вами всё дело, потому что времени у меня осталось мало.
- Как-то днём, за несколько недель до моей собственной свадьбы, когда я ещё жил вместе с Холмсом на Бейкер-стрит, на его имя пришло письмо.
- Я с ужасом представляла, как все эти лорды и леди сидят за свадебным столом и ждут моего возвращения.
- Когда приехал юрист, меня позвали в комнату дяди.
- Четвертого января, когда мы все сидели за завтраком, отец внезапно вскрикнул от изумления.
- Вы спросите меня, почему я не отказался от него?
- Пожалуй, мне пора уже подготовиться к новой роли, которую придётся сегодня играть.
- Дом был как раз такой, каким я его себе представлял по краткому описанию Шерлока Холмса.
- Ирэн знает, что король способен заманить её куда-нибудь и обыскать.
- Когда экипаж остановился, один из бродяг, стоявших на углу, бросился открывать дверцы в надежде заработать медяк.
Упражнение 3
Проставьте вопросы от главных частей к придаточным. Выберите подходящие вопросы из раздела «Материал для справок».
Я даже увидел краешек фотографии, __________________________ когда она наполовину вытащила её.
Она ещё будет в постели, __________________________ так что нам обеспечена полная свобода действий.
Вы хотите сказать, __________________________ что она покинула Англию?
Фотография теперь так же безопасна, __________________________ как если бы она была сожжена.
Он согласился работать на половинном жалованье, __________________________ чтобы иметь возможность изучить моё дело.
Я никогда не встречал человека, __________________________ который так страстно увлекался бы фотографией.
так как всё это дело мне стало казаться просто мошенничеством.ко упал духом, __________________________ таккак всё это дело мне стало казаться просто мошенничеством.
У него нет ни одного волоска на лице, __________________________ хотя ему уже под тридцать.
Они прибыли бы почти одновременно с письмом, __________________________ если бы они ехали из Пондишерри пароходом.
Материал для справок
- Несмотря на что?
- Какого?
- Что?
- Почему?
- Насколько?
- Зачем?
- Когда?
- При каком условии?
- Что из этого следует?
Упражнение 4
Вставьте в сложноподчинённые предложения подходящие по смыслу подчинительные союзы или союзные слова.
1. _______________ рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот.
2. А сейчас давайте займемся этим весьма любопытным документом, _______________ был составлен и опущен в почтовый ящик вчера вечером.
3. Доктор Мортимер посмотрел на Холмса, _______________ смотрят заботливые врачи на тяжело больных пациентов.
4. Отсюда можно заключить, _______________ письмо было составлено образованным человеком, _______________ старался выдать себя за необразованного и нарочно изменил почерк.
5. Я ещё не успел обдумать то, _______________ мне пришлось услышать от вас.
6. Ты скажешь, _______________ тебе нужно посмотреть мусор, выброшенный вчера из корзин.
7. Разве хозяин Баскервиль-холла сможет восстановить былую славу своего рода,_______________ у него не будет средств на это?
8. Наш приезд, очевидно, был здесь большим событием, _______________ и сам начальник станции, и носильщики — все окружили нас, предлагая свою помощь.
9. Продолжая подъём, мы проехали по узкому каменному мосту через бурную речку, _______________ быстро неслась между серыми валунами, обдавая их пеной.
10. _______________ мы с сэром Генри сели завтракать, яркий солнечный свет уже лился в узкие окна с цветными гербами на стёклах, разбрасывая по полу пёстрые блики.
11. Мне показалось, _______________ бледное лицо Бэрримора побледнело ещё больше, _______________ он услышал вопрос хозяина.
12. Может быть, нам удастся помочь ему первое время, _______________ он ещё не освоился на новом месте...
Упражнение 5
Подберите подходящие продолжения сложноподчинённых предложений, выбрав их из раздела «Материал для справок». Запишите получившиеся предложения. У вас получится текст. Графически обозначьте главные и придаточные части. Выделите подчинительные союзы и союзные слова.
Артур Конан Дойл написал более шестидесяти историй о Шерлоке Холмсе, потому что __________________________________________________________________________.
Однако герой ему настолько надоел, что он ______________________________________ .
Он придумал сюжет, в котором ____________________________________________________ .
Читатели были возмущены и потребовали, чтобы ________________________________ .
Даже королеве Виктории не понравилась развязка, которую ________________________________________________________________________________________. Говорили, что ________________________________________________________________________ .
Писатель «воскресил» великого Шерлока, _________________________________________ .
Материал для справок:
решил от него избавиться; она написала ему письмо с просьбой «оживить» детектива; так как не мог отказать королеве; они были популярны и хорошо продавались; придумал Конан Дойл; легендарный сыщик погиб; автор вернул Холмса.
Скачать рабочий лист с ответами можно здесь.
Вся тетрадь (16 рабочих листов) находится здесь.
Если материал был для вас полезен, не забудьте поставить лайк.
Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.