Найти в Дзене

Рабочий лист на тему "Понятие о сложноподчинённом предложении"

Оглавление

Это первая тема из рабочей тетради "Синтаксис сложного предложения. Часть 2. Сложноподчинённые предложения". Рабочий лист содержит теорию по теме и авторские упражнения, составленные на основе рассказов А. Конан Дойла "Приключения Шерлока Холмса".

Теория

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны по смыслу. Между ними подчинительная связь, то есть одна часть (придаточная) подчиняется другой (главной). Части сложноподчинённого предложения связаны подчинительными союзами или союзными словами.

  • Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении.
  • Придаточное предложение может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, может указывать на причину, цель, условия и т. д. тех событий, о которых говорится в главном.
  • От главной части можно задать вопрос к придаточной.

Графическое обозначение частей СПП:

[ ] – главное предложение.

( ) – придаточное предложение.

Сигналы, которые подсказывают нам, что предложение сложноподчинённое:

  • подчинительный союз (союзное слово);
  • две и более грамматических основ.

Запомните! Подчинительный союз (союзное слово) всегда находится в придаточной части.

Подчинительные союзы

  • Изъяснительные: как, чтобы, что, будто и др.
  • Временные: когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока и др.
  • Причинные: ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.
  • Целевые: чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы и др.
  • Условные: если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз.
  • Уступительные: хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что.
  • Сравнительные: как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно.
  • Следствия: так что.

Союзные слова

Это относительные местоимения и местоименные наречия, которые служат для связи простых предложений в составе сложноподчинённого.

  • Относительные местоимения: кто (кого, кому, кем, о ком), что (чего, чему, чем, о чём), какой, который, чей, сколько.
  • Местоименные наречия: как, где, куда, откуда, когда, насколько.

Структура и пунктуация сложноподчинённых предложений

1. Придаточное предложение находится после главного. На границе частей ставится запятая.

[ ], (подч. союз ).

2. Придаточное предложение находится перед главным. На границе частей ставится запятая.

(подч. союз ), [ ].

3. Придаточное предложение разрывает главное. Придаточное предложение с двух сторон выделяется запятыми.

[ ,(подч. союз – = ), ].

Упражнения

Упражнение 1. Прочитайте текст. Выполните задания.

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

(1) Я всё ещ... взвеш...вал в уме это дело, когда к Брайони-лодж подк...тил изящный эк...паж. (2) Из него выск...чил какой (то) джентльмен (не) обычайно кр...сивый усатый смуглый с орли(н/нн)ым носом. (3) Очевидно это и был тот суб...ект, о котором я слыш...л. (4) (По) видимому он очень сп...шил и был крайне взв...лнован. (5) Пр...казав кучеру ждать он проб...жал мимо горничной открывш...й ему дверь с видом человека, который чу...ствует себя в этом доме хозя...ном.

(6) Он пробыл там около (полу) часа. (7) Мне было видно через окно гости(н/нн)ой, как он ходит (в) зад и (в) перёд по комн...те возбуждё(н/нн)о толкует о чём (то) и размах...вает руками. (8) Её я (не) вид...л. (9) Но вот он выш...л на улицу, ещ... более взволнова(н/нн)ый.

(По А. Конан Дойлу)

2. Найдите сложноподчинённые предложения. Выпишите их номера. Подчеркните в них грамматические основы, обведите овалом подчинительные союзы и союзные слова.

Ответ: ________________

Упражнение 2

Найдите в сложноподчинённых предложениях главную и придаточную части. Выделите их графически. Подчеркните грамматические основы. Выделите цветом или обведите овалом подчинительные союзы и союзные слова. Составьте схемы предложений.

Образец

[Холмс бросился в толпу], (чтобы защитить леди).

[– =], (чтобы =).

  1. Я должен во время еды обсудить с вами всё дело, потому что времени у меня осталось мало.
  2. Как-то днём, за несколько недель до моей собственной свадьбы, когда я ещё жил вместе с Холмсом на Бейкер-стрит, на его имя пришло письмо.
  3. Я с ужасом представляла, как все эти лорды и леди сидят за свадебным столом и ждут моего возвращения.
  4. Когда приехал юрист, меня позвали в комнату дяди.
  5. Четвертого января, когда мы все сидели за завтраком, отец внезапно вскрикнул от изумления.
  6. Вы спросите меня, почему я не отказался от него?
  7. Пожалуй, мне пора уже подготовиться к новой роли, которую придётся сегодня играть.
  8. Дом был как раз такой, каким я его себе представлял по краткому описанию Шерлока Холмса.
  9. Ирэн знает, что король способен заманить её куда-нибудь и обыскать.
  10. Когда экипаж остановился, один из бродяг, стоявших на углу, бросился открывать дверцы в надежде заработать медяк.

Упражнение 3

Проставьте вопросы от главных частей к придаточным. Выберите подходящие вопросы из раздела «Материал для справок».

Я даже увидел краешек фотографии, __________________________ когда она наполовину вытащила её.

Она ещё будет в постели, __________________________ так что нам обеспечена полная свобода действий.

Вы хотите сказать, __________________________ что она покинула Англию?

Фотография теперь так же безопасна, __________________________ как если бы она была сожжена.

Он согласился работать на половинном жалованье, __________________________ чтобы иметь возможность изучить моё дело.

Я никогда не встречал человека, __________________________ который так страстно увлекался бы фотографией.

так как всё это дело мне стало казаться просто мошенничеством.ко упал духом, __________________________ таккак всё это дело мне стало казаться просто мошенничеством.

У него нет ни одного волоска на лице, __________________________ хотя ему уже под тридцать.

Они прибыли бы почти одновременно с письмом, __________________________ если бы они ехали из Пондишерри пароходом.

Материал для справок

  • Несмотря на что?
  • Какого?
  • Что?
  • Почему?
  • Насколько?
  • Зачем?
  • Когда?
  • При каком условии?
  • Что из этого следует?

Упражнение 4

Вставьте в сложноподчинённые предложения подходящие по смыслу подчинительные союзы или союзные слова.

1. _______________ рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот.

2. А сейчас давайте займемся этим весьма любопытным документом, _______________ был составлен и опущен в почтовый ящик вчера вечером.

3. Доктор Мортимер посмотрел на Холмса, _______________ смотрят заботливые врачи на тяжело больных пациентов.

4. Отсюда можно заключить, _______________ письмо было составлено образованным человеком, _______________ старался выдать себя за необразованного и нарочно изменил почерк.

5. Я ещё не успел обдумать то, _______________ мне пришлось услышать от вас.

6. Ты скажешь, _______________ тебе нужно посмотреть мусор, выброшенный вчера из корзин.

7. Разве хозяин Баскервиль-холла сможет восстановить былую славу своего рода,_______________ у него не будет средств на это?

8. Наш приезд, очевидно, был здесь большим событием, _______________ и сам начальник станции, и носильщики — все окружили нас, предлагая свою помощь.

9. Продолжая подъём, мы проехали по узкому каменному мосту через бурную речку, _______________ быстро неслась между серыми валунами, обдавая их пеной.

10. _______________ мы с сэром Генри сели завтракать, яркий солнечный свет уже лился в узкие окна с цветными гербами на стёклах, разбрасывая по полу пёстрые блики.

11. Мне показалось, _______________ бледное лицо Бэрримора побледнело ещё больше, _______________ он услышал вопрос хозяина.

12. Может быть, нам удастся помочь ему первое время, _______________ он ещё не освоился на новом месте...

Упражнение 5

Подберите подходящие продолжения сложноподчинённых предложений, выбрав их из раздела «Материал для справок». Запишите получившиеся предложения. У вас получится текст. Графически обозначьте главные и придаточные части. Выделите подчинительные союзы и союзные слова.

Артур Конан Дойл написал более шестидесяти историй о Шерлоке Холмсе, потому что __________________________________________________________________________.

Однако герой ему настолько надоел, что он ______________________________________ .

Он придумал сюжет, в котором ____________________________________________________ .

Читатели были возмущены и потребовали, чтобы ________________________________ .

Даже королеве Виктории не понравилась развязка, которую ________________________________________________________________________________________. Говорили, что ________________________________________________________________________ .

Писатель «воскресил» великого Шерлока, _________________________________________ .

Материал для справок:

решил от него избавиться; она написала ему письмо с просьбой «оживить» детектива; так как не мог отказать королеве; они были популярны и хорошо продавались; придумал Конан Дойл; легендарный сыщик погиб; автор вернул Холмса.

Скачать рабочий лист с ответами можно здесь.

Вся тетрадь (16 рабочих листов) находится здесь.

Если материал был для вас полезен, не забудьте поставить лайк.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.