Продолжаем разбирать родительские установки, которые по мере взросления ребенка могут привести к развитию нездорового эгоизма, отсутствию самостоятельности и другим, не менее серьезным, проблемам.
Сегодня у нас будут дети постарше, которые уже вполне осознают, что делают, и могут нести ответственность за последствия своих действий.
- «Ребёнок просто играет!» Одна из наиболее распространенных установок на данный момент – списывать любые действия ребёнка на то, что он маленький. Это касается и поведения в семье, и в особенности – взаимодействия с окружающими. Одно дело, когда ребенок просто не может совладать со своими эмоциями и плачет/ведет себя агрессивно, другое – когда он делает это намеренно. Закрывать глаза на то, что ребенок обижает младших, животных, неподобающе ведет себя в общественных местах (например, портит чужое имущество или грубит) – нельзя. Ребенок – такой же член общества, в котором ему придется жить и во взрослом возрасте. И в обществе есть определенные морально-этические нормы и правила.
Что делать? Учить ребенка этим нормам в соответствии с возрастом, не забывая при этом делать на личных границах. Например: ребенок может не делиться своей личной вещью/игрушкой с другими, но, в целом, делиться – обычная, нормальная практика, позволяющая выстроить более интересную игру и наладить контакт. Главное, чтобы не было порчи чужого что с одной, что с другой стороны (это тоже нужно объяснять). За проявлениями агрессии и жестокости вообще нужно следить особенно внимательно и ни в коем случае не поощрять это. Лучше сразу показать ребенка специалисту.
- «Наш ребенок не любит есть овощи и ложиться спать, когда захочет.» У ребенка, разумеется, могут быть определенные пищевые предпочтения и особенности типа нелюбви просыпаться рано. Но это именно тот случай, когда нужно пробрасывать последствия далеко в будущее. Соблюдение режима дня – вещь скучная, но крайне полезная (взрослым тоже, кстати). Для детей это не просто обязанность, это – необходимость. Режим – это та постоянная, которая делает психику ребенка более крепкой и стабильной. Питания это тоже касается.
Что делать? Создание здоровых пищевых привычек и поддержание режима дня – полностью ответственность родителей. Если вы уже пропустили возраст, когда можно просто дать ребенку нужную еду и отвести его в спальню, показывайте ему личный пример. Требовать ребенка убрать гаджеты и лечь спать, а самим при этом сидеть в телефоне – как минимум нелогично. Также, как и хрустя чипсами, просить ребенка съесть овощной салат.
- «Интересы ребенка – в первую очередь.» Это касается тех случаев, когда папа ходит в порванных ботинках, а ребенку покупается очередная игрушка по цене пары обуви, потому что «ребенок так захотел». Этот пункт неслучайно в разделе про детей постарше – с возрастом «аппетиты» только возрастают. Вы будете ходить в старой зимней куртке, а ребенок играть в новый планшет. Кстати, это касается не только финансовой стороны.
Что делать? Не просто объяснять, а действиями показывать, что в семье интересы всех её членов – равноценны. Нет ничего такого в том, что в семье средний или ниже достаток. Плохо, когда при этом родители пытаются создать «ауру богатства и изобилия» вокруг дитя. Нормально – планировать бюджет и покупки, считать доходы и расходы и показывать это ребенку. Нормально – уставать, не хотеть играть и идти на прогулку с температурой, лишь бы не «ущемить» ребенка.
Какой глобальный вывод можно сделать из двух статей?
Везде важен осознанный подход и баланс. Вседозволенность несет такой же вред, как и постоянные запреты. Ребенок – такой же член семьи, где должны учитываться его интересы и потребности, соблюдаться границы. И в то же время необходимо прививать ребенку всё то же самое в отношении других членов семьи.
Как вы считаете, есть ли сейчас в воспитании тенденция на вседозволенность? Может, уже замечали в современных детях какие-то особенности, связанные с подобным воспитанием?
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru