После повышения зарплат в JGSP (Јавно Градско Саобраћајно Предузеће Нови Сад - транспортное предприятие Нови Сада), которая теперь составляет более 1000 евро в месяц, всё меньше водителей уезжает в Европейский Союз, и всё больше из него возвращается. Владимир Эрдельян и Тихомир Томашев вернулись в Сербию из Германии после того, как попытались заработать на жизнь, водя автобусы по европейским дорогам для европейских работодателей.
Их решение отправиться в Германию было мотивировано надеждой на значительно более высокий доход и возможность накопления средств. Однако их ожидания оказались далеки от реальности. Помимо того, что расходы на проживание в Германии были значительно выше, чем в Сербии, они также вынуждены были работать гораздо больше. В Германии они трудились по 290, а иногда даже 330 часов в месяц. В результате Эрдельян и Томашев приняли решение вернуться в Сербию, где условия труда и заработная плата водителей были значительно улучшены.
"В Германии мы могли зарабатывать от двух до трех тысяч евро, но большая часть дохода уходила на покрытие обязательных расходов. Вы зарабатываете деньги, но когда вы вычитаете аренду жилья в размере 1300 евро, коммунальные услуги, расходы на жизненные нужды и продукты, практически ничего не остается," - сказал Владимир.
Владимир Эрдельян отметил, что он был бы сожалел, если бы не попробовал этот опыт. Он отправился в Германию в 2018 году после 11 лет работы в JGSP Novi Sad.
- В тот момент, когда я осознал, что с моей зарплатой в размере 51 000 динаров я не смогу обеспечить достойное будущее своей семьи, погасить долги и улучшить финансовое положение, я начал искать альтернативу. Однако мы не предполагали, что разлука с семьей будет настолько сложной. В конечном итоге, я понял, что дело не только в деньгах, особенно учитывая большие затраты. Через некоторое время я договорился с компанией о возвращении, и это произошло всего за два месяца до того, как я вернулся домой.
- Я быстро понял, что это не для меня, - сказал Тихомир.
В январе и феврале текущего года базовая заработная плата всех водителей JGSP Novi Sad достигла 105 000 динаров, а с учетом дежурств и сверхурочных - 146 000 динаров. Средняя заработная плата слесаря составляет 97 401 динар, а с учетом дежурств и сверхурочных - 123 000 динаров.
Эрдельян и Томашев - второе поколение сотрудников JGSP, так как их отцы работали в компании более 30 лет перед выходом на пенсию.
- Я ушел в Германию как водитель и вернулся таковым, - подчеркнул Эрдельян. После возвращения он быстро заключил постоянный трудовой договор с компанией.
С учетом текущей ситуации, они утверждают, что вряд ли найдут работу с такими условиями и зарплатой, как водители в JGSP. Они удовлетворены своей нынешней заработной платой, учитывая, что она значительно возросла за последние полтора года.
- Эта работа обеспечивает нас и наши семьи, и мы готовы поддерживать компанию и работать с ней, - заявили бывшие работники компании, вернувшиеся из-за границы.
Директор JGSP "Нови Сад" Иван Радойчич провел беседу с двумя вернувшимися, чтобы выяснить их опыт и то, что можно усовершенствовать в компании, чтобы улучшить условия труда водителей.
- Для меня важен диалог с сотрудниками. Мы должны общаться друг с другом, слушать друг друга и рассматривать вопросы и заботы. Мы не сможем двигаться вперед без сотрудничества и хороших отношений, - сказал Радойчич.
Они отмечают, что система общественного транспорта в Германии значительно отличается от сербской, так как там, помимо государства, частные компании также участвуют в организации транспортных услуг.
- Нашим работодателем было частное лицо. Наши рабочие смены длились более 12 часов. Мы начинали работу в 3:40, и к 4:00 утра автобусы уже были на линии, на 30 минут раньше, чем в Сербии. Хотя многие думают, что в Германии всё точно и аккуратно, это не всегда так. В сравнении с компанией, где мы работали в Германии, транспорт в Нови-Саде лучше, а автобусы отправляются чаще. В Германии диспетчер говорил водителям ездить без строгого расписания в часы пик, пока ситуация не прояснится, - рассказал Эрдельян.
Несмотря на более продолжительные рабочие часы в Германии, они отмечают, что культура дорожного движения и отношение пассажиров значительно более высокие, чем в Сербии.
- В Германии граждане ценят работу водителей и относятся к ним с уважением. Пассажиры часто здороваются и интересуются, как у водителей дела, и не критикуют за незначительные задержки. Никто не спрашивал: "Где вы были 45 минут?", - подчеркивают наши собеседники.
Оригинал статьи опубликован на сайте dnevnik.rs