Найти в Дзене
Такое искусство

Жить творчеством.Вдохновляющий художник Василий Поленов

Оглавление

Василий Поленов был не только талантливым известным русским живописцем, но и прекрасным преподавателем, настоящим примером для многих, кто хотел посвятить себя живописи. Его стремление постичь жизнь не замыкалось на одном написании картин. Он с настоящей страстью занимался всем тем, что относилось к сферам его интересов, которых было немало. Такая жажда к жизни, стремление проявляться и привлекали к нему огромное количество людей. Рядом с ним люди сияли и болели за своё дело. Ведь он учил не только мастерству, но и умению видеть мир, понимать его и открывать его другим людям. О его пути как художника написано много, но каким его знали преподавателем и в каких еще сферах он пробовал себя?

В. Д. Поленов. Портрет И.Е. Репина 1877 г.
В. Д. Поленов. Портрет И.Е. Репина 1877 г.

Василий Поленов — русский художник, известный такими картинами как:
* Воскрешение дочери Иаира. 1871
* Московский дворик. 1878
* Бабушкин сад. 1878
*Заросший пруд. 1879
*Христос и грешница («Кто из вас без греха?»). 1887 и др.

Все они признаны шедеврами русского искусства. Художник не забыт, как это случается с некоторыми живописцами. Его работы можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее и во многих других музеях. Он остался в памяти живописцем с уникальной способностью передавать настроение, используя все технические возможности, которыми он владел. Поэтому говорить о нём как о художнике можно долго. Ясно одно: как живописец он полностью состоялся, оставив после себя богатое наследие, которое можно теперь увидеть, изучать и обсуждать. Но говорить о нём, как о человеке и преподавателе тоже интересно.

Василий Поленов "Московский дворик". 1878г. ГТГ. Москва
Василий Поленов "Московский дворик". 1878г. ГТГ. Москва

Начнем с того, что по наказу отца, который, к слову ,был ученым-археологом и библиографом, он отучился на юриста, но жизнь свою посвятил творчеству. Пока он знакомился с законами, он в то же время был вольнослушателем в Санкт-Петербургской Академии Художеств. Выбор оставался за ним, и он не захотел быть чиновником, а пошёл иной дорогой, которая и привела его к успеху. В академии он получил высшую награду - золотую медаль, которая давала право на заграничную поездку. В 1872 году он отправился в Италию — самое притягательное место для многих живописцев, а затем приехал в Париж, где прожил три года. Европа подарила ему не только много впечатлений, но и друзей. Он встретился со своим лучшим другом Репиным, много общался с художником Савицким, а также смог увидеть своего любимого писателя Тургенева.

Художник-корреспондент

Но европейская жизнь не могла заменить ему Родины, и он вернулся в Россию, чтобы писать то, что было ему интересно. Он захотел быть художником-корреспондентом. Сидеть в уютной мастерской и просто писать ему было скучно, хотелось быть там, где события, которые требовали того, чтобы о них знали. Так он отправился на русско-турецкий фронт, а позже на болгарский фронт Русско-Турецкой войны. После успешно освоенной деятельности он вернулся вновь в Россию и увлечённо начал писать серию этюдов соборов и теремов Московского Кремля, так как почувствовал красоту своеобразия национальной архитектуры. Его ум стремился постичь многие вещи. Он хотел быть полезным своей стране и делал то, что умел, чтобы прославлять Россию.

Василий Поленов.Теремной дворец в Московском Кремле. Выход из покоев на Золотое  крыльцо. 1877
Василий Поленов.Теремной дворец в Московском Кремле. Выход из покоев на Золотое крыльцо. 1877

Художник-пейзажист

В 70-е годы он состоится как художник пейзажист. В это время Поленов создаст свои самые известные работы: «Бабушкин сад», «Московский Дворик», «Заросший пруд». И всем станет ясно, что появилось новое имя в искусстве. Критики отметят, что он прекрасно передаёт состояние природы, свежесть зелени, прозрачность воздуха и тепло солнечных лучей. Художник утвердит красоту и поэзию русской природы, став последователем А.К. Саврасова. Но слава не вскружила голову живописцу, и он стал пробовать себя и в других ипостасях.

Художник-декоратор

Поленов удивил публику театральными декорациями, которые сначала он создавал для домашних спектаклей. Они проходили в Абрамцеве в доме известного мецената С.И. Мамонтова. Этот дом был центром художественной жизни и туда приезжали самые известные люди, среди которых были Серов, Репин, Антокольский, братья Коровины и многие другие. Поленов не только нашел единомышленников, но и новое увлечение. А вскоре он создал декорации уже для частной оперы. Например, "Волшебный замок" к "Алой розе" и декорации к третьему акту "Фауст", которые очень понравились публики, и Поленов стал не только художником пейзажистом, художником-корреспондентом, но и художником-декоратором. Тем самым в творчестве он искал не только славу, но и возможность себя проявлять.

Фото яндекс картинки
Фото яндекс картинки

На сцене находились большие картины, в которых отмечали превосходное знание колорита. Они были просты строги, но запоминались каждому, кто их увидел. Это было прекрасным дополнением к тому, что происходило на сцене.

Фото яндекс картинки
Фото яндекс картинки

Когда пройдет много времени художник вновь ворвется в театральную жизнь после своих длительных путешествий по Востоку. В 1910 году он вместе со своими товарищами организует «Секцию содействия фабричным и деревенским театрам при Обществе народных университетов» и по 1918 год будет создавать декорации для передвижных спектаклей, которые ставились на фабриках и в деревнях для простых людей. Так он займется не только творчеством, но и общественно полезным делом. Люди из народа не только смотрели спектакли,—в них главным образом учавствовали рабочие и их дети. Поленов гордился своим детищем и был душой этого дела. Его восхищало то, что простые люди прекрасно понимали искусство. Это заставляло его творить для них. Поленов тогда понял, что люди тянутся к прекрасному и это надо поощрять, а вкус можно легко развить.

Поленовский Дом, так называли век назад, был первым в мире учреждением, которое начало помогать деревенским и фабричным театрам. Создан на средства художника Василия Дмитриевича Поленова  при поддержке мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Поленовский Дом, так называли век назад, был первым в мире учреждением, которое начало помогать деревенским и фабричным театрам. Создан на средства художника Василия Дмитриевича Поленова при поддержке мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

Года, связанные с Народным домом, были потрясающими воспоминаниями. Шум детей, творческий процесс и живой интерес к спектаклям — все это было чистым восторгом для художника. Его маленькие актеры— дети стали его предметом гордости. Он нисколько не жалел, что занимается этим делом, воспитывая при этом юное поколение в творческой среде, к которой стремятся. И пусть это были наивные выступления, но Поленов этого нисколько не стыдился и честно работал над каждой сценой.

Художник-преподаватель

С 1882-1894 год Василий Дмитриевич будет преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. И его учениками станут И. Левитан, А. Архипов, С. Иванов, К. Коровин и другие известные имена.

Ученики любили Поленова и уважали его. Он был для них настоящим другом, который способен любить и окружать заботой тех, кто у него учился. Не каждому дано стать преподавателем, таким, который бы увлекал своим предметом, таким, которого слушают, с интересом, ловя каждого слово, и наконец, таким, которому хочется подражать. Но Поленов оставил о себе именно такую память. Его считали сильным учителем, способным вселять веру в учеников. Он не только блистал своими работами, которые для многих были живописным ориентиром, но умел соприкасаться с учениками и молодежью. Поленов легко вдохновлял их работать над своим мастерством, чтобы добиться успеха в профессии. Не находя поддержку в своем детстве, когда он делал свои первые шаги в рисовании, он понимал, как это важно для других. На училище его влияние было огромным и многие мечтали у него учиться. Все новое, что пытались привносить ученики, он оценивал как смелость самовыражения и не препятствовал в желании творить, протягивая каждому свою руку помощи. Он радовался успехам других и мог оценить высоко способности каждого. Однажды он хвалил «Девушку под деревом» Серова, увидев в ней нечто новое, тогда как другие его за это критиковали. Поленов же реагировал на все новое положительно, страстно желая, чтобы искусство развивалось. Он был мастером красок, поэтому все прислушивались к нему. Поленов показывал, как надо писать так, чтобы получался шедевр. Также он учил видеть красоту этого мира, пропускать через себя атмосферу того места, которое изображаешь. Его ученики были ему почти родными и часто жили у него летом. С ними он ходил по берегу Оки, чтобы собрать камни для составления мозаичных картин. В это время было много оживленных бесед, в которых каждый мог выражать своё мнение, не боясь, что его осудят и не поймут.

В.Д. Поленов
В.Д. Поленов

Художник-музыкант

Казалось, список его увлечений и талантов огромен, ведь он проявил себя и как композитор. Поленов написал оперу «Призраки Эллады». О ней остались слова композитора Сергея Василенко. И пусть он её полностью раскритиковал, назвав "детским лепетом", премьеру всё же посмотрело много людей. Зрители отметили прекрасные декорации художника: на сцене был изображен впечатляющий греческий храм на берегу морского залива, на фоне которого была написана статуя Афродиты, а вдали были помещены горы. И всё это великолепие блистало под лучами солнца. Но если декорации производили впечатление, то музыка была для многих скучна. Но в любом случае пусть это и было любительское представление, показанное на Всероссийском съезде художников в 90-е годы, оно тоже являлось желанием художника пробовать себя в чём -то новом. Для художника музыка стала хобби, и он часто что-то придумывал, но всегда беспокоился о ненадлежащем качестве своих музыкальных талантов. Словом, музыка его тянула к себе, но не была его призванием как картины и Поленов конечно же это понимал. Для него так и осталось мечтой сочинять как Бах, которым он восхищался.

Василий Поленов "Призраки Эллады"
Василий Поленов "Призраки Эллады"

Художник-создатель музея

Еще одним делом жизни стало создание музея для окрестного населения, чтобы каждый мог увидеть и приобщиться к прекрасному.

Когда случилась революция, все население хлопотало чтобы усадьба художника осталась при нём. И наконец, ЦИК утвердил это прошение. Свой музей художник собирал всю жизнь и понимал его значение для округи, поэтому был счастлив, когда все благополучно разрешилось. Музей сделался очень популярным и к нему приезжали люди и с других городов.

Музей-усадьба. Тульская обл.на реке Оке.
Музей-усадьба. Тульская обл.на реке Оке.

Художник-архитектор

Поленов пробовал себя и на этом поприще и весьма успешно, он часто помогал студентам делать их проекты и много сделал своих. Конечно же, он построил и дом усадьбы Борок в Тульской губернии для себя и своей семьи. Ну а самой известный его проект — это церковь Спаса Нерукотворного.

Источник: https://legacy-time.ru/biographies/vasilij-dmitrievich-polenov. Церквь Спаса Нерукотворного
Источник: https://legacy-time.ru/biographies/vasilij-dmitrievich-polenov. Церквь Спаса Нерукотворного

Художника ценили многие, в нём была жажда быть полезным обществу, желание прививать людям ценность прекрасного. Таким был Поленов, который подарил людям не только множество прекрасных работ, но и возможность раскрывать свои таланты.

-12

А какие таланты есть у вас? Боитесь ли вы их проявлять и почему?

Спасибо за то, что прочитали до конца об этом уникальном творческом человеке. Всегда верьте в себя и пробуйте, несмотря ни на что и обязательно раскрывайте свои таланты, как это делал художник по отношению и к себе, и к людям.

До встречи в новых публикациях. Хорошего дня!

Подписывайтесь также на мой вдохновляющий

телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!