Работа с людьми является одной из самых стрессовых. Это подтвердят учителя, врачи, консультанты, продавцы и многие представители иных профессий, которым по долгу службы приходится каждый день близко контактировать с большим количеством людей.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что лица, занятые в сфере услуг, нередко еще и ограничены незыблемым правилом, что клиент всегда прав. Поэтому в спорных ситуациях виноватым и крайним всегда остается именно работник, а не клиент.
В таких условиях в разы повышается вероятность профессионального выгорания. А это состояние весьма опасно для здоровья нервной системы и психики человека.
Читайте о том, чем опасно профессиональное выгорание и как его избежать, в статье «Потуши свой пожар».
Давайте узнаем, как самосохраниться, если наша работа связана с людьми.
Почему работа с людьми провоцирует профессиональное выгорание?
Прежде чем перейти к полезным советам, важно понять причины, по которым работа с людьми вызывает эмоциональное выгорание.
Само эмоциональное выгорание как таковое наступает вследствие воздействия длительного стресса.
Ярким примером такого эмоционального истощения является опыт работы сотрудников кризисных центров, которые по долгу службы вынуждены сталкиваться с множеством историй людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Находясь в непрерывном потоке негатива, сотрудники начинают терять концентрацию внимания, чувствуют подавленность, раздражение, эмоционально грубеют и могут проявлять бестактность при общении с коллегами и подчиненными. Именно в этом и проявляется их профессиональное выгорание.
Опасность выгорания подстерегает не только тех, кто имеет дело с проблемами и болезнями людей, вроде врачей или спасателей, но и обычных консультантов, менеджеров и продавцов.
Этому способствует несколько объективных причин:
Необходимость держать свое лицо. Люди, занятые в сфере обслуживания и услуг, обязаны «держать лицо» в любых обстоятельствах.
Например, официант или бармен должны всегда улыбаться и быть приветливыми. Стилист, визажист или специалист ногтевого сервиса должны выслушивать бесконечные истории своих клиентов и быть при этом всегда в хорошем настроении.
Но люди не роботы, они не могут всегда испытывать только положительные эмоции, а поддерживать видимость внешнего благополучия необходимо. А это требует немалых эмоциональных усилий.
Особенности поведения людей. Если по долгу службы человеку необходимо контактировать с большим количеством людей, то очень повышается вероятность натолкнуться среди них на того, кто не умеет владеть собой, контролировать свое поведение и управлять своими эмоциями.
Такой человек может повысить голос, демонстрировать явное раздражение, презрение и прочие агрессивные реакции.
Чтобы справиться с нахлынувшими ответными чувствами, сотруднику нужно уметь держать себя в руках и сохранять вежливость в любых обстоятельствах, а это дается ценой немалых энергетических затрат.
Клиент превыше всего. Люди уже давно привыкли, что обслуживающий персонал находится в неравных с ними условиях, ведь клиент всегда прав.
Такое положение вещей провоцирует в некоторых клиентах желание воспользоваться своим статусом и безнаказанно выплеснуть на сотрудника весь свой негатив.
Если руководство компании поддерживает ту же философию, то его сотрудникам приходится нелегко.
Вовлеченность и ответственность. Сотрудники, чья работа связана со здоровьем и безопасностью других людей, будь то врачи или спасатели, вынуждены эмоционально вовлекаться в чужую боль и нести высокую ответственность, что не проходит для их эмоционального состояния бесследно.
Низкая мотивация. Если плюсы профессии не являются достаточным противовесом ее минусам, то очень скоро у человека падает мотивация, а значит и теряется энергия для выполнения профессиональных обязанностей.
Как сохранить себя при работе с людьми?
Безусловно на каждом предприятии предусмотрены свои меры для борьбы с профессиональным выгоранием.
Однако существуют общие правила, которые будут полезны всем, чья работа предполагает частое общение с людьми.
Работать над своим эмоциональным интеллектом. Важно научиться управлять своими эмоциями, а для это необходимо сперва научиться их распознавать. А уже затем выражать их безопасным как для самого себя, так и для окружающих способом.
Читайте о том, как обернуть свой гнев себе во благо, в статье «Минус на плюс».
А о том, как выработать эмоциональную устойчивость, читайте в статье «Эмоциональный раздрай».
Полноценный отдых. Очень важно следить за качественным восполнением энергии. Для этого необходим своевременный отдых и смена сферы активности.
Помните, что лучший отдых – это не ничегонеделание, а иная активность. Ведь энергию нам дают не столько сон или еда, сколько положительные эмоции, а их мы можем получить, посвящая время своим увлечениям и хобби.
Справедливое равенство. Клиент далеко не всегда прав. Это значит, что мы должны выполнять свою работу качественно, но при этом не обязаны соглашаться со всем, что требует клиент.
Важно обозначить границы дозволенного и пытаться найти компромисс.
Для этого указать человеку на регламент и порядок своей работы и рамки своих обязанностей.
Этого будет достаточно, чтобы не позволить клиенту нарушить нормы приличия и вести себя некорректно.
Смысл в работе. Чтобы не терять мотивации, очень важно найти для себя весомый смысл в своей работе. Важно понять, почему мы оказались именно на этой должности.
Причем мотивировать себя можно даже к нелюбимой работе. Важно подчеркнуть те выгоды, что она дает, а это далеко не только деньги.
Например, бармен не просто делает ароматный кофе, а дарит человеку удовольствие. Консультант помогает людям облегчить их повседневную жизнь, рекомендуя оптимальные товары для решения их проблем.
Правильное распределение сил. Бывает так, что сложная трудовая задача приходит в конце рабочего дня.
Прежде чем задерживаться на работе, стоит спросить себя, а хватит ли нам сил и мотивации, чтобы справиться с этой задачей сейчас.
Частые переработки являются самой веской причиной профессионального выгорания.
Климат на работе. Старайтесь поддерживать добрые отношения с коллегами, ведь никто кроме них не сможет до конца понять, с чем нам приходится иметь дело на работе.
Дружба в коллективе становится той подзарядкой, которая помогает преодолевать стрессовые ситуации.
Адекватная самооценка. Очень важно работать над своими негативными установками.
Если мы не уверены в себе и в своих профессиональных компетенциях, страдаем от низкой самооценки, переживаем из-за всяких пустяков или озабочены тем, что думают о нас другие, то у нас просто не хватит сил на нормальную работу. Ведь мы тратим массу ресурсов на негативные эмоции, например, страх, тревогу или уныние. Поэтому важно изменить свое мышление.
Читайте о влиянии негативных установок и как избавиться от них в статье «Я неудачник».
Опасные признаки. Нельзя игнорировать симптомы профессионального выгорания.
Если мы замечаем, что наша работа нам противна, нам скучно, надоели коллеги, не хочется обслуживать клиентов, мы устали и буквально засыпаем на ходу, то все это явные сигналы профессионального выгорания.
Следует снизить нагрузку, пересмотреть свой график, а лучше взять отпуск.
В некоторых случаях может потребоваться и профессиональная помощь психолога.
Теперь мы знаем, чем обусловлено профессиональное выгорание при работе с людьми и как этому противостоять.
Компания «Дом Свечей» желает всем гармонии.
А чтобы справиться со стрессом, практикуйте сеансы ароматерапии.
Приятный аромат помогает расслабиться, повысить настроение и переключить внимание.
Аромат можно использовать не только дома, но и взять в автомобиль и даже поставить на рабочий стол в офисе.
Читайте о том, какие ароматы подходят разным профессиям, в статье «Какой аромат у твоей профессии».
Заходите на сайт, великолепные интерьерные парфюмы ждут Вас!
#работа #общество #люди #профессия #выгорание #советы