Военный аналитик, автор ТГ-канала «Русское оружие» Евгений Даманцев поделился с «Федеральным Бизнес журналом» своим мнением относительно работы ЗРК «Бук-М3» и «Панцирь-С1» в условиях СВО.
С первых месяцев проведения специальной военной операции развёрнутые в ближнем и глубоком тылу на ряде операционных направлений Южноднепровского, Донбасского и Приазовского театров военных действий средства ПВО ВКС России демонстрировали весьма высокую эффективность в парировании ракетно-артиллерийских ударов пакетами 227-мм управляемых реактивных снарядов M31A1 GMLRS систем HIMARS, 300-мм управляемых РС систем «Ольха-М», а также 220-мм неуправляемых реактивных снарядов РСЗО «Ураган».
Ничего удивительного в подобных способностях войсковых ЗРК «Бук-М3», а также зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», которые первыми продемонстрировали перехваты одновременно 7 - 10 и более снарядов GMLRS, нет. Ведь в отличие, к примеру, от зенитно-ракетных комплексов С-300ПМ2 и С-400, где один дивизион располагает одним 6-канальным радаром подсвета 92Н6, каждая батарея «Бук-М3» может располагать 6 самоходными огневыми установками 9А317М с индивидуальными ПФАР-радарами целеуказания / подсвета сантиметрового X-диапазона 9С36М. Каждый подобный радар располагает 6 целевыми каналами и повышенным (в сравнении с РЛС подсвета 9С35 комплексов «Бук-М1/1-2») энергетическим потенциалом СВЧ-клистрона и чувствительностью приёмного тракта, что позволяет обнаруживать цели типа GMLRS с ЭОП 0,07 - 0,1 кв. м на удалении порядка 55 км. Захват на точное автосопровождение осуществляется на удалении до 47 км с последующим пуском высокоманевренных ЗУР 9М317М.
Таким образом, одна полноценная зенитно-ракетная батарея, представленная 6 самоходными огневыми установками 9А317М, может осуществлять одновременный перехват до 36 реактивных снарядов системы HIMARS, что эквивалентно полноценной батарее данных систем из 6 боевых машин. При этом модификация «Бук-М3А», располагающая модернизированными ЗУР 9М317МА с активными радиолокационными головками самонаведения «Сланец» (усовершенствованный вариант АРГСН 9Б-1103М) обеспечивает одновременный перехват ещё большего количества реактивных снарядов (до 50 - 60 ед.), что достигается благодаря высвобождению дополнительных целевых каналов у многофункциональных РЛС подсвета 9С36М в момент захвата снарядов M31A1 GMLRS активными радиолокационными ГСН зенитных ракет на удалении 8 км. Аналогичной целевой канальностью и дальностью обнаружения снарядов GMLRS обладают и ЗРК «Бук-М2», ведь радиолокационная архитектура данных комплексов аналогична у «Бук-М3». Также по всей номенклатуре снарядов HIMARS на терминальных участках траекторий работают и войсковые ЗРК «Бук-М1», но устаревшие радары подсвета 9С35 способны обнаруживать подобные цели на дистанциях не более 25 - 20 км.
Что же касается комплексов «Бук-М3» и «Бук-М3А», то их зенитные ракеты 9М317М/МА способны перехватывать цели, осуществляющие противозенитные манёвры с перегрузками 27 - 30G. Достигается это благодаря наличию газоструйных систем отклонения вектора тяги в сопловых блоках РДТТ, обеспечивающих ракетам возможность маневрирования с перегрузками порядка 60 ед. (в то время как штатные ЗУР 9М38М1 и 9М317 комплексов «Бук-М1-2» способны выполнять манёвры с перегрузками не более 25 ед.). Также высокая скорость полёта ЗУР 9М317М/МА порядка 1550 м/с позволяет перехватывать снаряды систем HIMARS и иные высокоскоростные цели в то время, как комплексы «Бук-М1-2» способны перехватывать данные цели лишь на встречно-пересекающихся траекториях. Максимальная скорость поражаемых посредством ЗУР 9М317М возросла более чем в 2 раза и составила 3000 м/с. Стало быть, комплекс сможет противодействовать оперативно-тактическим БР ATACMS даже на маршевых отрезках траекторий, тем более, что предельная высота перехватываемых зенитными ракетами 9М317М целей может достигать 35 км.
Полный текст статьи можно прочитать по ссылке.