Курская губерния дала миру множество знаменитых ученых. Это и Николай Коротков – основоположник определения артериального давления (по сути, именно он изобрел тонометр), и Василий Петров, который опытным путем доказал, что вольтовую дугу можно использовать для освещения и плавления металлов, и Владимир Оболенский – основатель экспериментальной метеорологии, и Владимир Ветчинкин, авиаконструктор, один из основоположников космонавтики...
Чудом остался жив
Василия Петрова, который родился в Обояни 19 июля 1761 года, называли и «курским Ломоносовым», и «повелителем электричества». Вряд ли кто-то мог предположить, что мальчик, которого грамоте учил приходской священник, станет физиком-экспериментатором, академиком Петербургской академии наук и основоположником отечественной электротехники.
В Курской губернии Василий Петров окончил церковно-приходскую школу. Семья решила, что способному парню нужно учиться дальше, поэтому он переехал в Харьков, где поступил в Коллегиум. Потом была Санкт-Петербургская учительская семинария, преподавание физики и математики в Барнаульском горном училище, в Петербургской медико-хирургической академии, где он уже в статусе профессора развернул лабораторные опыты с гальванической батареей.
Петров описал электролиз различных веществ и их электропроводимость. Он впервые употребил термин сопротивление как физической величины, характеризующей свойства вещества препятствовать прохождению электрического тока, а в опытах по электролизу первым обратил внимание на различные свойства полюсов батареи.
Именно курянин описал природу свечения тел, в частности, люминесценции. Одно из его наиболее выдающихся открытий – электрическая дуга и ее применимость для плавки и сварки металлов. По сути, оно лежит в основе современной металлургии, не говоря уже о сварочных работах. Свое открытие он описывал так: «Если на стеклянную плитку... будут положены два или три древесных угля, способные для произведения светоносных явлений посредством гальвани-вольтовской жидкости, и если потом металлическими изолированными направителями, сообщенными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому, то является между ними весьма яркий свет или пламя, от которого оные угли скорее или медленнее загораются и от которого темный покой довольно ясно освещен быть может».
А можно Петрова назвать и «обоянским Ньютоном». Однажды при наладке гальвано-вольтовой батареи высокого напряжения он случайно коснулся оголённого провода. Чудом остался жив! Но тряхануло изрядно. Полученный не самый приятный опыт для курянина как настоящего ученого стал поводом в своих трудах описать не только свойства электрического тока, но и его воздействие на организм человека.
И именно академик Петров одним из первых заинтересовался физическими свойствами снега. Ему принадлежит открытие возгонки, или сублимации, снега. Проще говоря, переход вещества из твёрдого состояния сразу в парообразное, минуя стадию плавления и кипения.
Наконец, академик Петр Капица называл Петрова первым физиком мира. Центральная площадь Обояни, кстати, носит его имя. В городе даже сохранился дом, в котором он родился.
«О господи! Вы сами душка, профессор!»
Еще одно важное имя в истории Курской губернии – Владимир Ветчинкин. Авиаконструктор, один из основоположников космонавтики, выпускник-медалист Курской мужской классической гимназии. Его имя вспоминают не очень часто, что совершенно незаслуженно.
Ветчинкин родился в Польше, где был расквартирован полк, в котором служил его отец – штабс-капитан. Ветчинкин-старший когда вышел в отставку, перевез семью в Курск. Здесь в 1896 году Володю отвели в знаменитую Курскую мужскую гимназию, которая дала стране множество талантливых выпускников. Ветчинкин окончил ее с золотой медалью, что открыло ему путь в Московское высшее техническое училище. Там он стал любимым студентом Николая Жуковского, великого русского ученого, одного из основоположников аэродинамики, которая послужила основой авиации. В 1913 году они вдвоем разработали теорию завихрения авиационных винтов.
Ветчинкина взяли на работу в ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт. В 1920 году к Ветчинкину обратился наш земляк Анатолий Уфимцев – сын землемера, изобретатель-самоучка. У него родилась идея построить ветряк, который мог вырабатывать электроэнергию, но знаний для расчетов не хватало. Ветчинкин показал проект Жуковскому, и тот распорядился создать в ЦАГИ отдел ветряных двигателей, который и возглавил Ветчинкин. Проект с Уфимцевым дорабатывали уже вдвоем.
Строить первый в СССР ветровой электрогенератор начали в 1923 году в Курске, Ветчинкин приезжал на объект. 42-метровая конструкция была сложной, механизмы делали на заказ, ждали их долго. Первый ток ветряк дал только через 9 лет, и это были какие-то скромные 8 кВт. Из-за этого дальнейшее финансирование работ было приостановлено.
Потом Ветчинкин занимался разработкой крылатых ракет и реактивных самолётов, обосновал оптимальность межпланетных перелётов по эллиптическим траекториям, заведовал кафедрой теоретической механики МВТУ им. Баумана.
А еще он был прекрасным оратором и... певцом. На его лекциях всегда было полно студентов, приходили послушать Ветчинкина и девушки, которые вряд ли интересовались авиацией То были поклонницы его пения, его голоса. «Это были молодые и интересные дамы, которые, по-видимому, слушали Владимира Петровича неоднократно, когда он, солируя, пел в церковном хоре, – писал доктор физико-математических наук Александр Алешин. – Очень возможно, что милых дам аэродинамика вовсе не интересовала. Зато интересовал сам аэродинамик. Они приходили на его лекции и очарованные профессором не отрывали от него глаз. Когда он как-то нарисовал на доске профиль крыла и, как было принято, назвал его дужкой, в аудитории вдруг раздался томный вздох: «О господи! Вы сами душка, профессор!»
Приручил погоду
27 июля 1877 года в семье курского фельдшера родился мальчик Володя Оболенский. В будущем большой ученый, основатель экспериментальной метеорологии. Это именно он первым научился управлять погодой – вызывать осадки или прекращать их. Ну, насколько это возможно.
В 1895 году он с золотой медалью окончил Курскую мужскую гимназию. Надо сказать, что и он, и еще один выпускник нашей гимназии – Владимир Попов – возглавляли в разные годы Главную геофизическую обсерваторию (ГФО) в Ленинграде, а она была ведущей площадкой Европы в области экспериментальной климатологии.
С медалью Владимир Оболенский поступил на физмат МГУ, работал в Одессе, Киеве, в 1915 году стал профессором Лесного института в Петрограде, возглавил ГФО и основал институт экспериментальной метеорологии. Здесь изу-чаются условия образования облаков и осадков, исследуются возможности вызывания их искусственным путем. Для этого под руководством Оболенского собирают сложнейшие установки. Пожалуй, самая впечатляющая и по размерам, и по процессам – камера искусственного тумана («башня тумана»). Владимир Николаевич умер в 1942 году в эвакуации, но дело его развивалось.
Уже в 1970-х для разгона облаков применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 «Циклон». В технологии использовали йодистое серебро, кристаллы парения жидкого азота, сухой лед и другие компоненты.
Случайное открытие артериального давления
Конечно, было бы странно не упомянуть уроженца Курска, врача Николая Короткова – изобретателя тонометра.
В ноябре 1905 года курянин выступил с докладом на научной конференции врачей клинического военного госпиталя Императорской Военно-медицинской академии. Тема: «К вопросу о методах исследования кровяного давления». Коротков предложил измерять артериальное давление крови путем улавливания первого звука при снижении давления в надувной манжете, соответствующего максимальному давлению, а после – в момент исчезновения звуков, который соответствует минимальному давлению. Врачебный мир встретил доклад о слуховом методе определения артериального давления с недоверием.
«Предметом дебатов было понимание природы происхождения звуков, – указывал инженер-патентовед, изобретатель и историк Шимон Гойзман. – Но благодаря простоте и точности измерения, невзирая на мнения скептиков, быстро началось триумфальное распространение метода Короткова среди врачей всего мира».
Любопытно, что к своему открытию Коротков пришел случайно. Во время Русско-японской войны работал на Дальнем Востоке с ранеными солдатами, увлекался сосудистой хирургией. Один из вопросов, который волновал Короткова: можно ли перевязывать артерию раненому без риска потерять руку? Врач стал «выслушивать» сосуды у бойцов и обнаружил звуки, которые изменялись строго закономерно. Так и было открыто артериальное давление.
Гордостью земли курской может считаться еще целый ряд ученых, изобретателей, инженеров... Например, создатель отечественных комбикормов, зоотехник, стоявший у истоков комбикормовой промышленности, – Михаил Иудович Дьяков, выходец из семьи мелкого служащего города Дмитриева. Или Михаил Алисов, изобретатель в области полиграфии, создатель наборно-пишущей машины (что-то вроде печатного станка) и гектографа – это уже копировальная машина, «ксерокс» XIX века. Среди прославивших Курскую губернию также Николай Сорокин, основоположник медицинской микологии, науки о грибах, Николай Федоровский, основоположник прикладной минералогии... О них мы расскажем в одном из ближайших номеров «ДДД».
Подготовил Артур АЛЯБЬЕВ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1511/new/018627/.
Архив статей газеты ~ № 40 (1511) 3 октября ~ 2023 год.