Весьма интересный вопрос - что конкретно происходило с русскими женщинами, что попадали в руки монголо-татар. Школьные учебники, ясное дело, тут умалчивают. Как же там все на самом деле-то было?
На самом деле, истинное число захваченных монголо-татарами русских женщин доподлинно неизвестно. Ни одному историку. Примерные оценки таковы - с 1237-го по 1242 гг угнано было около 90 тысяч жителей Руси. И примерно 2/3 из них составляли женщины.
Точно можно сказать - очень многие наши красавицы предпочитали плену смерть. Однако что же случалось с теми, что все же попадали в руки монгольских захватчиков?
Разумеется, тут все довольно тонко. Зависело от возраста, здоровья и конкретного общественного статуса попавшей во вражеский плен той или иной красавицы.
Итак, сразу стоит сказать - монголы считали всех захваченных в походах женщин своей "ул урхайн" - т.е законной добычей. И называли соответствующе - "амьд алт" - в буквальном переводе на русский язык "живое золото".
По законам Ясы Чингисхана, женщина в захваченном городе становилась собственной захватившего ее воина. При условии, что оный мог остаться с нею наедине. Во всех смыслах.
Согласно той же Ясе, на три дня каждый захваченный город вместе со всеми жителями становился законной добычей монгольских захватчиков.
Очень маленьких девочек, пожилых, больных женщин жестокие захватчики чаще всего просто убивали. Более старших и здоровых девочек, девушек, женщин кочевники могли использовать. Либо прямо в их же домах. Либо же прилюдно, выведя на центральную площадь города, где собиралась войско. И где другие жители города вынуждены были смотреть на бесчинства варваров, не в силах ему помешать...
Последнее, кстати, отмечу, делалось по личному завету Чингисхана, не раз говаривавшего:
- Нет на свете большой радости для воина, чем сжимать в объятиях женщину своего врага. Причем на глазах самого врага же.
Любопытно, что если девушка или женщина умудрялась как-то три дня прятаться в захваченном монголами городами, то через эти самые три дня попадала под защиту Ясы. И любому кто б попытался над нею после отведенного времени надругаться, даже если то монгольский воин был, могли б запросто сломать спину свои же... Таков ханский порядок - город грабить и там бесчинствовать монгол мог лишь ровно три дня.
В дальнейшем оставшихся в живых пленных русских женщин монголы забирали либо к себе в наложницы. Либо же гнали в низовья Волги - пешком за обозами, кормя объедками и постоянно используя. Там несчастных монголы продавали на невольничьих рынках в столице Орды - только основанном Сарай-Бату.
Оттуда живой товар мог попасть хоть в далекий Китай, хоть в Италию. Где представьте себе, вполне себе в средние века держали в рабстве некатоликов.
Впрочем, наиболее красивых и знатных женщин вне очереди пользовали и забирали себе монгольское военачальники - те же ханские нукеры (телохранители), темники - командиры туменов, крупных отрядов по 10 тысяч воинов. Знатных пленниц могли в дальнейшем попытаться выкупить их родственники - например, состоятельные русские князья.
Интересный момент. Монголы, зная о невероятной непокорности русских женщин, о том, что те вполне могут своему захватчику нож ночью под ребро всадить. Потому относились к славянским пленницам с большой настороженностью.
- Чоно (волчицы) - говорили о русских женщинах монголы...
***
Еще раз отмечу: русские женщины, отлично предвидя свою горькую участь в плену, если только имели шанс, почти всегда предпочитали смерть надругательству. Порой, уходили на небо вместе со всеми своими детьми.
Известно как минимум 3 случая, когда русские княгини свели счеты с жизнью, лишь бы только не попасть в грязные лапы проклятых кочевников.
Это - жена рязанского князя Федора Евпраксия, что вместе с маленьким сыном выбросилась из горящего терема во взятой татарами Рязани. Агафья, супруга владимирского князя Юрия Всеволодовича, погибшая на пожаре в Успенском соборе Владимира, где заперлась вместе с другими знатными городскими дамами. Обе великомученицы причислены РПЦ к лику Святых.
Хотя по поводу Агафьи, есть мнение, что все же ею успел воспользоваться темник Бурундай - большой любитель захваченных в монгольских походах барышень.
Погибли, но не отдались мучителям, и знатные дамы Киева - во время его штурма монголами в 1242-м году. Сгорели в объятом пламенем соборе Святой Софии.