Начался новый учебный год, дети идут в школу, что, несомненно, ведет к появлению стресса как у ребенка, так и у его отца с матерью. Пруфы.рф обсудили с клиническим психологом спорные темы: домашние задания, гаджеты, буллинг. Главный внештатный специалист МЗ РБ по медицинской психологии Регина Халфина ответила, каким надо быть родителем и что должно настораживать в поведении сына или дочери.
Нелюбовь к школе может быть признаком болезни?
Что делать с нежеланием ребенка учиться? Если он, например, свои домашние задания на маму перекладывает.
Выяснить причину. Психологическая – переутомление, нехватка витаминов (например, витамина Д, сниженный ферритин), микроэлементов, банально ресурса нет. Это ведет к снижению работоспособности. Если не хватает ресурсов, пока вы не пофиксите физиологическую составляющую, вы хоть ругайте, хоть бейте, но ребенок не может делать эти уроки.
Если с физиологической точки зрения все замечательно, значит, велики нагрузки интеллектуальные, эмоциональные. Нужны либо психологи, либо репетиторы, которые помогут ребенку понять материал. Дело в том, что процесс освоения индивидуален: кто-то быстрее усваивает, кто-то медленнее, кто-то математический склад ума имеет, кто-то гуманитарный. Это можно корректировать с помощью привлечения специалиста. Самое главное, что могут дать родители – внимание, любовь, заботу.
Почему дети не хотят ходить в школу?
Почему именно дети? Все не хотят делать то, что не доставляет им удовольствия. Школа – это вынужденная необходимость, которая, безусловно, не приносит детям большой радости. Надо сидеть, учить, возникают обязательства в виде уроков, появляется система оценивания. Но я не могу сказать, что все дети не любят школу. Каждый ведь ходит туда по своим причинам. В какой-то период на первый план выходит общение. И школа является источником, где сверстники скапливаются в больших массах, и мы находим друзей. Учеба уходит на второй план. Конечно, в первые годы начальная школа является для ребёнка стресс-фактором. В последующем происходит адаптация. И ближе к выпускным классам – 9-11 – опять стресс-фактор возникает.
Что делать, если ребенок ни в какую не хочет идти в школу?
Обращаться к специалистам. Его нежелание может быть связано с физиологическими причинами. Например, несозревшая центральная нервная система, проблемы с ней. Сейчас диагностика помогает это выявить. Это также могут быть признаки и СДВГ или некоторая форма аутизма. В здоровой массе такого вопроса не ставится: «Хочешь ли ты пойти в школу?». Дети понимают, что это надо и это этап в жизни. В большинстве своем малыши даже хотят пойти в школу, в первый класс – это новый этап, взрослая жизнь. Это ощущение себя другим, значимым человеком, чем ты был в садике. А категоричное нежелание может возникнуть в последующем. Не зря слагают анекдоты: «Если бы вы сказали, что эта галиматья на 10 лет, я бы туда не пошел». Но дети ходят, потому что в образовательном учреждении, помимо учебы, находят еще массу бонусов.
Как справляться с буллингом? Сразу вспоминается тема буллинга. А из-за него дети могут не хотеть посещать уроки?
Отметим: не все подвергаются буллингу. Тем, кто столкнулись с такой проблемой, безусловно, не хочется идти в школу. Но не потому что они не желают учиться или у них сложности с обучением, у этих детей не складывается общение, их не принимает класс. И это им доставляет серьезную боль, травму.
Какие есть признаки, что ребенка буллят? Как родителю понять, что с сыном или дочкой что-то не так?
Несколько странный вопрос. Господь Бог наделил нас слухом и речью. Чтобы понять, нужно просто с ребенком разговаривать. А чтобы ребенок захотел тебе открыться, у вас с ним должна быть налажена коммуникация. Это больше вопрос к родителям, как выстроить отношения с сыном или дочкой. А признаки: сниженный психоэмоциональный фон, резкие перепады настроения, снижение качества обучения, высказывание нежелания идти в школу, обманы вроде «нам ко второму» или «отменили урок». На это надо обращать внимание. Поэтому ребенка должны окружать ЗАМЕЧАТельные люди – от слова «замечать». Но добавлю: прежде чем родители увидят, эти признаки должны в первую очередь разглядеть учителя, которые, к сожалению, проводят с нашими детьми больше времени, чем мы. Ребенок в школе 6-7 уроков сидит 5 дней в неделю. Приходит из школы – например, у моего сына 2 смена – в 8 часов вечера. И я примерно тогда же. И пока уроки, ужин, а в 10 часов уже пора проводить ритуалы перед сном. Эффективного времени для общения мало. Большую часть ребенок проводит с учителями и друзьями. И здорово было бы, чтобы преподаватели были на страже.
Что психологи рекомендуют по поводу буллинга?
Первое правило – предание огласке. Нельзя замалчивать, заставлять ребенка терпеть или самому пытаться выстроить взаимоотношения. Это серьезная проблема, которая требует вмешательства взрослых. Родитель, как только узнал об эпизодах буллинга, должен обратиться в администрацию школы. Самостоятельно беседовать с детьми, которые буллят, не позволяет и законодательство. Мы не имеем права разговаривать с чужими детьми и влиять на них до достижения совершеннолетия, и то после 14 лет – только с согласия самого ребенка. Поэтому здесь через администрацию учебного учреждения, учителей, классных руководителей. Там уже у школы есть свой алгоритм: педсовет, они разговаривают, приглашают, психолог и так далее.
А что делать, если твой ребенок – главный агрессор в буллинге?
Для начала – признать это. Как раз те стадии: отрицание, шок, торги, депрессия, принятие. Принятие самого факта, что мой ребенок может быть не идеален и он может совершать не очень хорошие поступки, – это первый шаг к исцелению. Безусловно, не нужно на ребенка-агрессора слишком сильно наезжать. Вообще, неважно, находится ли он со стороны виктимной личности, либо со стороны агрессора, ребенку надо понимать, что в семье его принимают. Что накажут, да, за проступки будут санкции, да. Но не четвертуют, не выгонят, не откажутся. Потому что задача родителя внутри семьи – обеспечить своим детям ощущение безопасности, стабильности. Поэтому надо признать и обратиться к специалистам. Потому что по каким-то причинам ребенок вдруг решил проявить агрессию и сплотить группу в отношении другого ребенка. С чем это связано? Нехватка внимания, любви, физиологические проблемы – СДВГ, миелинизации нервных окончаний, не совсем идет по возрасту. Есть причины, которые агрессора подтолкнули – физиологические, психологические, социальные. Уже с этим работать. Самостоятельно не стоит. Есть специалисты, которые могут помочь.
Смартфон – это зло? Как реагировать на гаджеты ребенка? Нужно ли их отбирать или надо позволять детям играть в них?
Гаджеты – неотъемлемая часть нашей жизни, где мы получаем информацию, коммуницируем, многие работают. Ребенок ничем не отличается в этом плане. Если лишить человека части его жизни, жить становится достаточно сложно. Здесь вопрос не про отбирать и запрещать, а о том, как научить правильно пользоваться, чтобы не навредить себе, эргономика. Объяснить, что нужно делать перерывы, не стоит перед сном смотреть тиктоки. Это более правильное направление, нежели просто запрет.
А если ребенок постоянно играет в гаджеты, нужно беспокоиться?
Каждый решает это сам для себя. Для некоторых игровая сфера является уже профессией. И мы знаем, что есть некоторые геймеры, которые зарабатывают на этом миллионы уже в шестнадцать лет, участвуя на международных соревнованиях. Естественно, с ребенком это решается, почему он играет. Он в этом видит свое будущее, или чтобы закрыть дыры – нехватку общения, внимания, друзей, коммуникации, получения положительных эмоций. Игра – это же ресурс для ребенка какой-то. Он почему-то уходит в виртуальный мир.
Как вы относитесь к TikTok, просмотру коротких роликов? Не влияет ли это негативно на развитие ребенка?
Сейчас тенденции таковы. Есть теория поколений, которые сменяются через каждые 20 лет. Особенность нового поколения – клиповое мышление. Современное общество не любит много читать, когда эффективно доносить информацию маленькими, короткими порциями, баннерами, видеороликами. Пример. Мы проходили обучение в Сколково. Там формат видеолекций был. И мне понравилось, как там продумано. Наверное, это научно обосновано. Брали один вопрос, записывали видео на 6-8 минут, самое длинное – 13 минут. И чисто психологически проще изучать материал, когда думаешь: «Посмотрю лекцию 6 минут, что такого?». Закончилась, тебе интересно, решаешь: «Ну, еще одну лекцию на 8 минут гляну». Но когда видишь, что надо посмотреть лекцию на 1 час 40 минут, это даже психологически сложно. И да, контент TikTok приемлем, интересен. С одной стороны, есть развлекательные ролики, но, с другой, и много образовательных вещей. И в видео дают выжимку – самую необходимую информацию, которая достаточно быстро усваивается.
В каком случае нужно говорить о переводе в другой класс, школу ребенка? Когда начинать беспокоиться о нем?
Есть ситуации, когда перевод необходим. Например, при смене места жительства или педагогический коллектив не устраивает. И здесь смотря какой возраст у ребенка. До 12-13 лет он еще не до конца осознает, чем чреват перевод: потеря друзей, новое общество. И чтобы согласился на перевод ребенок, нужно дать ему понять, что рядом родители, они помогут, что, если ты не будешь справляться, мама с папой наймут репетиторов или сами начнут заниматься. В общем, что ребенок не один, что это не только его проблемы. В более старших классах иногда дети сами говорят, что хотят перейти в специализированную школу или по примеру своих друзей смотрят. Таких случаев много. Мы детей недооцениваем. Все на них смотрим, как на детей, которые не могут принимать решение самостоятельно. Но они общаются, смотрят в интернете, заходят на сайты образовательных учреждений и выбирают то, что им нравится. Дети меняются – поколение становится другое.
Как бы вы новое поколение описали?
У него есть название. Поколение альфа – люди где-то с 2010 годов. Особенности их еще описываются. Это дети с кнопкой на гаджете. Пробовали пожилым людям объяснить, как пользоваться телефоном? Это довольно сложно. А двухлетний ребенок еще не умеет читать, но спокойно может разблокировать планшет, зайти на YouTube, найти нужное видео, переключить серию мультфильма, которая ему не нравится. И делает это практически интуитивно.
Очень интересно смотреть на это поколение. У меня есть знакомые, у которых маленькие детки с гаджетами играют. И родители уже начинают включать безопасный режим, потому что ребенок уже куда-то залез.
Вообще, телефоны – это личное пространство. Читала на форуме про тему «отбирать ли подаренный телефон». И даже с точки зрения законодательной базы, вы не имеете право забирать у ребенка его имущество. Я думаю, у родителей есть другие способы отвлечь сына или дочь от телефона. Сказать малышам, что надо батарейку включить, аккумулятор подзарядить, покушать должен планшет. Силовые способы не работают. Если с двух лет начинаете их использовать, что дальше будет? Ребенок растет, и ваших сил может не хватить. Надо учиться договариваться.
Все проблемы от взрослых? Родители-перфекционисты. Как справиться с синдромом отличника у себя и не заставлять ребенка перетруждаться?
В основе синдрома отличника лежит необходимость социального одобрения. Как это формируется? Когда ребенок сделал хорошее – получил пятерку, его хвалят. Принес четверку, говорят: «Ну что, недотянул?» Родители не радуются за успехи менее выраженные, а воспринимают их как должное. И в итоге ребенок гонится за одобрением и старается удовлетворить пожелания родителей. Так формируется необходимость условной любви. Когда мы говорим о синдроме отличника, это про дефицит любви, и здесь важна форма, в которой мы проявляем любовь и заботу. Можно сказать: «Что ходишь без шапки?» Это тоже своего рода проявление этих чувств: родитель беспокоится за ребенка. Но форма подачи немного агрессивная, потому что так с детства, наверное, приучили, по-другому не могу. А можно сказать: «Милый, дорогой, надень, пожалуйста, шапку, на улице прохладно, я за тебя переживаю, ты можешь заболеть, и будешь ограничен в общении, и в принципе состояние здоровья ухудшится». Это уже по-другому воспринимается.
Если родитель перфекционист, ему нужно полюбить себя и понять, что любовь не нужно заслуживать. И никакие дополнительные критерии в виде хороших оценок, вкусного ужина не являются условием для получения подтверждения любви. Опять же: Welcome к специалистам, сейчас их огромное количество. Единственное – своего психолога нужно найти.
Что делать, если ребенок постоянно себя сравнивает с другими детьми? «У Машки такой-то телефон, тоже хочу. У Пашки такие-то оценки». И это напрягает.
Тогда вопрос к родителям. Не зря же есть сын маминой подруги. Эти сравнения начинаются у родителей. Сначала они применяют этот метод как воспитательную меру: «Посмотри, Васенька лучше сделал, вот как Машенька аккуратно носит платье, а ты испачкала». И потом, естественно, ребенок так же начинает себя сравнивать. Может быть конструктивное сравнение, а может уйти в деструктив. Конструктивное – это, когда я, например, вижу смартфон у Машеньки, хотел бы себе такой же, и родители говорят: «Окей, но нужно кое-что сделать». И появляется стимул работать. Деструктив – когда хочу как у Машеньки и отбираю у нее.
А если внутри семьи дети начинают соревноваться, сравнивать?
Дети сами по себе не начинают ничего. Значит, были созданы такие условия в семье. Родители стараются не выделять любимчиков, но даже количество любви детям требуется разное: кто-то сепарируется раньше (вот, родители, оставьте меня в покое и уходите), а кому-то нужно больше любви и внимания. Потому что разные типы темперамента, типы нервной системы. И все это закладывается при зачатии. И родители должны быть ЗАМЕЧАТельными – «от слова замечать».