Найти тему

Минутные или двадцати минутные вопросы достовернее определяют уровень знаний экзаменующихся?

Часть 2

Рассмотрим этот вопрос применительно к ЕГЭ, пришедшего на смену вступительного экзамена в вузы. В бланковом профильном ЕГЭ по математике присутствуют семь усложнённых заданий, которые следует отнести к двадцати минутным вопросам, так и одиннадцать так называемых тестовых вопросов, которые условно можно отнести к «устным» двух минутным вопросам. Таким образом, как и на экзамене в вузе, в ЕГЭ присутствуют как двадцатиминутные так и двух минутные вопросы, что должно свидетельствовать о его преемственности.

Но это только на поверхностный взгляд имеет место преемственность. Сценарий вузовского экзамена и сценарий профильного ЕГЭ не имеют ничего общего.

Сценарий вузовского экзамена делит его на две части, отличающихся по времени, форме и содержанию. В первой части продолжительностью один час студент даёт письменные ответы на двадцати минутные вопросы. Во второй части студент даёт устные ответы на минутные устные вопросы преподавателя.

Если на первый устный вопрос студент за две минуты не даёт правильный ответ, преподаватель задаёт второй минутный вопрос, и если вновь в течении двух минут нет верного ответа, задаёт третий вопрос. Три неверных ответа в течение 6 минут или три раза «затрудняюсь ответить» означают, что студент получает неудовлетворительно. Очень редко, но бывали случаи, что при этом письменная работа была выполнена верно. Тогда я задавал вопрос: Вы согласны с оценкой неудовлетворительно, - и студент соглашался. Последнее означало, что письменная работа была выполнена несамостоятельно. Необходимо добавить, что если все письменные ответы на двадцати минутные ответы были даны неверно, то вторая часть вузовского экзамена не наступала - студент не удостоившись минутных вопросов, отправлялся на переэкзаменовку. А если у студента листы для ответов на двадцати минутные вопросы оставались чистыми, то он сам задавал вопрос о дате переэкзаменовки.

Сценарий профильного ЕГЭ совершенно иной. Во-первых, у него чудовищная четырёх часовая продолжительность. Во-вторых, отсутствует разделение по времени выполнения двадцати минутных и двух минутных вопросов. Во-третьих, если в вузовском экзамене для положительной оценки нужны правильные ответы и на двадцати минутные, и на минутные вопросы, то в профильном ЕГЭ можно двадцати минутные вопросы просто проигнорировать. В-четвёртых, в вузовском экзамене минутные вопросы следуют последовательно и ожидание ответа не превышает двух минут, а на ЕГЭ все двух минутные вопросы заданы одновременно и время выполнения каждого из них в рамках четырёх часов неограниченно.

В этом году в федеральных университетах, в национально-исследовательских университетах и многих технических вузах были открыты двери на ряд специальностей тем девушкам и юношам, кто сумел в профильном ЕГЭ по математике набрать 39 баллов - именно такой проходной балл в вузы установлен Минобрнауки. Для получения 39 баллов, которые для тысяч выпускников явились пропуском в вуз, достаточно правильно ответить на 8 двух минутных вопросов, при этом к двадцати минутным вопросам можно даже не пытаться приступать. А теперь посмотрим внимательнее за какой уровень знаний выдан пропуск в вуз. Если в вузе на экзамене студент не может в течение 2 минут дать правильный ответ на минутный вопрос и это повторяется три раза, то он получает неудовлетворительно. А что же на ЕГЭ? Выпускник всё же ещё не студент и, учитывая его молодость, можно позволить ему на двух минутные вопросы отвечать по пять минут. Вот если бы через 40 минут после начала ЕГЭ он бы сдал свои 8 ответов, их ещё можно было бы засчитать. Выделяемые на ЕГЭ четыре часа рассчитаны на решения всех 18 заданий, причём три часа 30 минут из них даны для решения 7 усложнённых заданий. Но когда выпускник на простой вопрос вместо двух минут тратит 30 минут, то как же он сможет учиться в вузе? И если такому выпускнику выдают сертификат о готовности учиться в вузе, то правомерен вопрос: неужели таков теперь уровень нашего образования, достижению которого немало способствовал бланковый ЕГЭ?

А никого не смущает пролонгация сертификата ЕГЭ на 4 года? Представьте себе, что были времена, когда не было ЕГЭ, и абитуриент, сдавший вступительный экзамен по математике на «отлично», в вуз принят не был. Через год конкурс уменьшился и он вновь подаёт документы в тот же вуз. В приёмной комиссии абитуриент спрашивает, можно ли не сдавать вновь математику. Председатель приёмной комиссии ему объясняет: «Вступительный экзамен проверяет готовность к обучению в вузе с 1 сентября текущего года, но никак не следующего года. За год Вы многое подзабыли, и если бы я Вашу «отлично» засчитал (что запрещено), то я оказал бы Вам медвежью услугу. Ведь подготовка к приёмному экзамену – это подготовка к учёбе в вузе». Пролонгация на 4 года сертификата ЕГЭ по математике лишает ЕГЭ статуса вступительного экзамена, который всегда определял готовность абитуриента к обучению в вузе в текущем году. Теперь нет никаких препятствий сделать сертификат ЕГЭ пожизненным, что-то вроде надписи, сделанной несмываемой краской у подножия скалы на высоте трёх метров: «Я тут был. Вася».

Но я отвлёкся от заданного заголовком вопроса. Минутные вопросы могут достоверно определять уровень знаний, но для этого нужно выполнить целый ряд условий, из которых самые очевидные и безусловные – большое количество вопросов экзаменуемому и малое время, отводимое на их ответы. В профильном ЕГЭ оба этих условия не выполнены: 11 правильных ответов (всего 11!) на простые двух минутные вопросы, сделанных за 4 часа (а не за 40 минут!), дают 56 баллов, которых может оказаться достаточно даже для поступления на некоторые специальности в МГТУ. Большинство выпускников, получивших сертификат ЕГЭ, ни одно усложнённое задание, за исключение № 12, решаемое за три минуты, не решали или не решили. Разве технологического суверенитета можно достигнуть, если более половины набора будущих специалистов в технические вузы России осуществляется по результатам одиннадцати или двенадцати ответов на двух минутные вопросы, выполненных не за 40 минут, а за 4 часа?