Современные цифровые фортепиано Yamaha очень сильно отличаются от тех моделей, которые производились 10-20 лет назад. Изменился подход к сэмплированию, увеличилась внутренняя память, появились новые алгоритмы модуляции различных параметров, благодаря чему финальное звучание максимально приблизилось к настоящему живому инструменту. Помимо этого, в современных инструментах Yamaha представлено множество функций, которые позволяют любому пользователю подобрать наиболее подходящее для себя звучание. В этой статье мы расскажем об этом подробнее.
Настройка реверберации
Один из самых простых способов воздействовать на звучание - это реверберация. Данная функция присутствует даже на самых простых инструментах, и именно она создает ощущение объемности, т.к. моделирует различные пространства, в которых находится наш виртуальный инструмент. По умолчанию обычно ставится "концертный зал", т.к. он наиболее оптимален для рояльных тембров, но вы можете, к примеру, выбрать "собор" (оптимален для церковного органа из-за длительного эха) или "клуб" (хорошо подойдет для тембра электропиано и джазовых композиций). В более продвинутых моделях вы можете не только выбрать помещение, но и детально настроить его параметры (к примеру, Diffusion, который отвечает за плотность стен комнаты, или Predelay, который определяет временной интервал от начала звучания сэмпла до его первого отражения, или же фильтры Low/High Cut, которые позволяют регулировать частотные параметры эха). Данную настройку можно и полностью отключить, если вы хотите получить максимально чистое звучание без сторонних призвуков. Ниже вы можете послушать пример одного и того же музыкального отрывка с реверберацией и без:
Современные цифровые инструменты научились не только воспроизводить сэмплы концертных роялей и реалистично моделировать помещение, но и воссоздавать остальные нюансы звучания, которые характерны для живого инструмента. К примеру, на моделях P-125/YDP-144/YDP-164 присутствует демпферный резонанс, который воспроизводит вибрации струн, возникающие при нажатии демпферной педали акустического фортепиано. А на серии Clavinova есть отдельное меню Piano Room, которое позволяет очень детально настраивать уровень струнных резонансов, шум молоточков, позицию крышки и другие параметры. В совокупности со всем вышеперечисленным это дает пианисту возможность подобрать наиболее подходящее звучание для любого произведения. Некоторые примеры изменения звучания можно услышать, посмотрев видео ниже (разделы Piano Room и расширенные настройки Piano Room):
Несмотря на обилие настроек, нам всегда хочется большего. И даже широкий набор тембров и функций может приесться со временем. На этот случай все цифровые фортепиано Yamaha имеют USB разьём, который позволяет при помощи простого USB AB кабеля подключить инструмент к компьютеру и использовать его в качестве миди-контроллера при работе: DAW (Digital Audio Workstation). Сейчас их на рынке представлено огромное кол-во (как платных, так и бесплатных). Такие программы позволяют работать с виртуальными синтезаторами (VSTi) и бесконечно расширять функционал Вашего инструмента. Мы рекомендуем обратить внимание на программу Steinberg Cubase, которая заслужила огромную популярность у профессиональных композиторов и звукорежиссеров. К примеру, на изображении выше Вы можете видеть использование цифрового фортепиано в качестве миди-клавиатуры в Cubase Elements с плагином Session Keys Grand Y (засэмплированный CFIIIS концертный рояль Yamaha).
Расположение инструмента в помещении
Стоит также отметить, что на звучание инструмента влияют не только виртуальные настройки, но и его месторасположение в самом помещении. Не рекомендуется ставить инструмент вплотную к стене или блокировать его шкафами с нескольких сторон. Динамики у цифровых фортепиано обычно располагаются таким образом, чтобы направлять волны по аналогии с настоящим роялем (а на более продвинутых моделях для большей реалистичности используется несколько пар динамиков, расположенных с разных сторон), поэтому сторонние предметы мебели, расположенные слишком близко к инструменту, могут повлиять на финальное звучание. Иногда это может привести к возникновению сторонних звенящих призвуков и если у вас при игре на некоторых нотах возникает неприятный резонанс - попробуйте переставить инструмент, в 99% случаях это решает проблему.