Найти тему
Евгений Маслак

Неглинка, конец пленки и начало светодиодов (школьная парта подземной фотографии, часть 22)

С этого момента повествование снова станет несколько нелинейным. По сути, это начало конца цикла "Школьная парта подземной фотографии" - и чем ближе к концу, тем больше разнообразных экспериментов со светом и фототехникой, и тем меньше последовательных и целенаправленных съемок отдельно выбранного объекта.

Все это будет очень напоминать самое начало цикла - там, где я только начал делать первые шаги в подземной фотосъемке. Тем интереснее - можно посмотреть, как началось и чем закончилось!

Последних статей цикла будет несколько. Почти все фотографии для этих статей были сняты в 2007 и в 2008 году. Разделил я их по объектам съемки. Эта статья - про Неглинку!

После обстоятельной съемки большого глубокого объекта меня снова потянуло в речки. Заодно захотелось вспомнить, как просто было снимать на цифровой фотоаппарат с одним фонариком. Шла весна 2007 года.

01. Верховья реки Напрудной (один из истоков Неглинной), Canon EOS 300D и один фонарик.
01. Верховья реки Напрудной (один из истоков Неглинной), Canon EOS 300D и один фонарик.

Нет, ну правда один! Тот самый "фотонный аннигилятор". А кадр - это фотомонтаж из нескольких отдельных кадров (об этом я ниже чуть подробнее расскажу).

02. Какой-то мелкий приток Напрудной.
02. Какой-то мелкий приток Напрудной.

03. Дальше желание ползать отпало.
03. Дальше желание ползать отпало.

И на этом фотосессия завершилась. Теперь понятно, почему эта статья будет такой вот "сборной солянкой" - мои фотосессии стали гораздо короче, на материал для отдельной статьи никак не тянули. Я приходил со светом и фотоаппаратом в одну отдельную точку, какое-то время снимал несколько кадров около нее и на этом процесс завершал.

Зато каждая новая съемка резко отличалась от предыдущей техникой и подходом! Как например вот эта, где я притащил с собой в Неглинку не один, а целых 4(!) "фотонных аннигилятора" и к ним жирный свинцовый аккумулятор. Сейчас бы мне такую выносливость и целеустремленность!

В этот раз снова съемка на пленку, специальную, для ламп накаливания.

04. "Фотонных аннигиляторов" много не бывает.
04. "Фотонных аннигиляторов" много не бывает.

05. Этот полусухой, занесенный "халвой" коллектор тянется под Олимпийским проспектом от Садового кольца до... а не помню, до куда, не доходил.
05. Этот полусухой, занесенный "халвой" коллектор тянется под Олимпийским проспектом от Садового кольца до... а не помню, до куда, не доходил.

06. Строился он в конце 1960-х, из сборного железобетона.
06. Строился он в конце 1960-х, из сборного железобетона.

Новый коллектор был очень нужен - наводнения после каждого ливня были очень неприятные. Загляните на pastvu.com, впечатлитесь, там таких фоток немало вдоль русла Неглинки!

07. Судя по этому заиленному аппендиксу - именно тут коллектор не пригодился.
07. Судя по этому заиленному аппендиксу - именно тут коллектор не пригодился.

08. Если ниже по течению коллектор используется на полную, ты выше - уходит в никуда.
08. Если ниже по течению коллектор используется на полную, ты выше - уходит в никуда.

09. Кроме стоячей воды и заносов в человеческий рост тут ничего нет.
09. Кроме стоячей воды и заносов в человеческий рост тут ничего нет.

10. Труба наверху поперек - какая-то старая коммуникация, которую при строительстве трогать не стали. Водопровод, наверное.
10. Труба наверху поперек - какая-то старая коммуникация, которую при строительстве трогать не стали. Водопровод, наверное.

11. Ну а это вид ниже по течению - тут все в порядке, течет река Неглинная!
11. Ну а это вид ниже по течению - тут все в порядке, течет река Неглинная!

12. Во время ливней тут очень много воды. Такая уж особенность рельефа и площади водосборного бассейна в условиях городской застройки.
12. Во время ливней тут очень много воды. Такая уж особенность рельефа и площади водосборного бассейна в условиях городской застройки.

13. Вот там, выше "водопадика" - старый коллектор начала XX века.
13. Вот там, выше "водопадика" - старый коллектор начала XX века.

14. Веревка - для "туристов", вечно там болтается в потоке. Хотя при сноровке можно и без веревки обойтись, там совсем не скользко.
14. Веревка - для "туристов", вечно там болтается в потоке. Хотя при сноровке можно и без веревки обойтись, там совсем не скользко.

15. Какой бы не был аккумулятор большой и тяжелый - а он уже садится.
15. Какой бы не был аккумулятор большой и тяжелый - а он уже садится.

16. Тут видно, как трясет штатив потоке воды.
16. Тут видно, как трясет штатив потоке воды.

17. Последние фотоны угасающих аннигиляторов.
17. Последние фотоны угасающих аннигиляторов.

18. Пора закругляться и тащить все это обратно на поверхность.
18. Пора закругляться и тащить все это обратно на поверхность.

Интересно, что свою последнюю пленку я снял тут же, в Неглинной. Было это осенью 2007 года, прямо возле устья Напрудной и Самотеки. С собой я тогда притащил новую формулу света - маленькие лампы накаливания с рефлекторами и линзами и к ним маленькие свинцовые аккумуляторы. Таскать с собой огромный свинцовый аккумулятор с кучей "фотонных аннигиляторов" стало невыносимо (буквально).

Для настройки сцены и проверки света использовал цифровой EOS 300D, и как я уже раньше замечал - кадры на него при соответствующей пост-обработке выходят не хуже, а то и лучше пленочных!

19. Новый свет и Canon EOS 30 с заряженной в него пленкой для ламп накаливания.
19. Новый свет и Canon EOS 30 с заряженной в него пленкой для ламп накаливания.

20. Многовато контрового, надо переставить.
20. Многовато контрового, надо переставить.

21. Вон там в трубе рюкзачек - в него все влезло, штативы, два фотика и лампочки с аккумами. Не сравнить с предыдущим комплектом!
21. Вон там в трубе рюкзачек - в него все влезло, штативы, два фотика и лампочки с аккумами. Не сравнить с предыдущим комплектом!

22. Пора снимать пленочные "шедевры".
22. Пора снимать пленочные "шедевры".

23. И еще один.
23. И еще один.

24. И еще один... и все! Это мой последний кадр, снятый на пленку. Вообще. Совсем.
24. И еще один... и все! Это мой последний кадр, снятый на пленку. Вообще. Совсем.

Это, конечно, не означает, что других кадров на пленку, в моем блоге не будет - конечно будут! Но факт есть факт, после этого похода в Неглинку осенью 2007 года я больше на пленку не снимал.

25. А это "цифра", там же, тогда же. В кадре снова пленочная "30-ка".
25. А это "цифра", там же, тогда же. В кадре снова пленочная "30-ка".

26. Ушла эпоха!
26. Ушла эпоха!

Но в Неглинке я пока снимать не бросил. В следующий раз, уже ближе к зиме 2007 года я притащил вниз свой бывалый EOS 300D и фотоспышку (одну) с набором цветных светофильтров. Про эти фильтры, которые я к тому моменту уже опробовал, я расскажу в другой статье цикла. А тут пока просто фотки.

27. Ставлю фотоаппарат на штатив, открываю затвор, и, как в старые-добрые времена иду со вспышкой рассвечивать-расцвечивать подземное пространство!
27. Ставлю фотоаппарат на штатив, открываю затвор, и, как в старые-добрые времена иду со вспышкой рассвечивать-расцвечивать подземное пространство!

Первый результат норм, но хотелось больше контроля и предсказуемости. Поэтому я стал снимать отдельные кадры с разным светом, чтобы потом "склеить" их в фоторедакторе. В начале статьи я так же работал с фонариком.

28. Вот они, отдельные кадры, полуфабрикаты для дальнейшего фотомонтажа.
28. Вот они, отдельные кадры, полуфабрикаты для дальнейшего фотомонтажа.

29. А это уже результаты склейки. Прямо - старый коллектор начала XX века, направо - огромный железобетонный коллектор конца 1960-х годов.
29. А это уже результаты склейки. Прямо - старый коллектор начала XX века, направо - огромный железобетонный коллектор конца 1960-х годов.

30. Тогда уже в подземельях Москвы начали появляться всякие бесстыдные наскальные росписи.
30. Тогда уже в подземельях Москвы начали появляться всякие бесстыдные наскальные росписи.

31. А вон и сама Неглинка течет между "тротуарчиков".
31. А вон и сама Неглинка течет между "тротуарчиков".

В начале 2008 я окончательно понял, что с пленкой я покончил. Canon EOS 300D к тому моменту заметно устарел технически и я раскошелился на обновку - Canon EOS 400D. Никакой фантазии! А вот свет с маленькими лампочками и аккумуляторами мне понравился и я им пользовался раз от раза. Да и про вспышки не забывал. Правда в этой фотосессии зимы 2008 года в дополнительном свете не было особой нужды - я вернулся в место постройки нового кабельного коллектора, где уже бывал более года назад.

32. Сейчас это все уже "ретро" техника, но на тот момент Canon EOS 400D дал заметную прибавку в качестве изображения и по сравнению с пленкой, и по сравнению со стремительно устаревшим Canon EOS 300D.
32. Сейчас это все уже "ретро" техника, но на тот момент Canon EOS 400D дал заметную прибавку в качестве изображения и по сравнению с пленкой, и по сравнению со стремительно устаревшим Canon EOS 300D.

33. Ну и оптика появилась новая: мудро рассудив, что "кроп" - это надолго, я приобрел специальный широкоугольный объектив для "кропнутых" матриц.
33. Ну и оптика появилась новая: мудро рассудив, что "кроп" - это надолго, я приобрел специальный широкоугольный объектив для "кропнутых" матриц.

34. Теперь мои углы стали шире, чем были на пленке! 10 мм х 1.6 против 24 мм - не шутки.
34. Теперь мои углы стали шире, чем были на пленке! 10 мм х 1.6 против 24 мм - не шутки.

35. На стройке же ничего визуально интересного не происходило.
35. На стройке же ничего визуально интересного не происходило.

36. Все та же нескончаемая откачка воды.
36. Все та же нескончаемая откачка воды.

37. Все та же шахта посреди старого коллектора Неглинки.
37. Все та же шахта посреди старого коллектора Неглинки.

38. За год будто ничего не изменилось.
38. За год будто ничего не изменилось.

39. Сыро, бетонно.
39. Сыро, бетонно.

40.
40.

41. Все так же гудят насосы.
41. Все так же гудят насосы.

42.
42.

43. А шахта все так же затоплена, и где то там под водой все так же булькает утопленный проходческий щит.
43. А шахта все так же затоплена, и где то там под водой все так же булькает утопленный проходческий щит.

Прошло совсем немного времени и настало время очередного апгрейда фотосвета. Очень простого, на первый взгляд, но не вполне очевидного для начала 2008 года. Я отправился в какой-то стремный ларек на строительном рынке и вместо маленьких лампочек накаливания купил маленькие светодиодные лампочки! Очень примитивные, уверен, что там ток ограничен был обычным резистором, маломощные, с кривой цветопередачей... но все равно - очень экономичные.

Вот этот вот комплект подземного фотосвета я и потащил снова в Неглинку. И снова, как водится завис в одной точке - там, где заканчивается старый коллектор и начинается новый. То самое место, которое я выше в этой статье показывал при свете подсевших "фотонных аннигиляторов", но с другой стороны, выше по течению. Заканчивалась зима 2008 года...

44. Цифровой мир победил. Светодиод оказался сильней.
44. Цифровой мир победил. Светодиод оказался сильней.

45. Это место совсем недалеко от Садового кольца.
45. Это место совсем недалеко от Садового кольца.

46. Труба, уходящая влево идет как раз к "сухому аппендиксу" большого нового коллектора, где халва.
46. Труба, уходящая влево идет как раз к "сухому аппендиксу" большого нового коллектора, где халва.

47.
47.

48.
48.

49.
49.

50.
50.

51.
51.

52.
52.

53. "Крыскин корень".
53. "Крыскин корень".

54.
54.
55. Всякие интересные старые железяки.
55. Всякие интересные старые железяки.

56. У кого-то хобби - вот в таких наносах находить всякое интересное.
56. У кого-то хобби - вот в таких наносах находить всякое интересное.

57. Снова "Крыскин корень".
57. Снова "Крыскин корень".

58. Назвал я его так потому, что часто встречал внизу одинокую крыску, которая заслышав шаги и увидев отблески света шустро убегала по кирпичам и запрыгивала во туда, в эту забитую корнем дерева трубу.
58. Назвал я его так потому, что часто встречал внизу одинокую крыску, которая заслышав шаги и увидев отблески света шустро убегала по кирпичам и запрыгивала во туда, в эту забитую корнем дерева трубу.

59. За этой шиберной заслонкой недвусмысленно пахнет канализацией.
59. За этой шиберной заслонкой недвусмысленно пахнет канализацией.

И на этом почти совсем все. Больше в Неглинке я не фотографировал. Более того, после этой фотосессии я вообще под землей почти перестал снимать. Были еще попытки что-то попробовать с новым светом и новой фототехникой, но они почти ни к чему не привели. Так, пара-тройка отдельных кадров там и сям, с перерывом в несколько лет между ними.

Вот так я в Неглинке распрощался и с пленкой, и с подземной фотографией.

Но это не значит, что цикл закончен. Я ведь в те годы (2007-2008) не только в Неглинке снимал. Да и те редкие фотосессии, которые возникали после зимы 2008 года, тоже будет интересно показать. Но все это я продолжу уже в следующей статье цикла!