Найти тему
Евгений Маслак

Коломенка, Котловка, Сосенка, подвал "Корабля" и всякая всячина (школьная парта подземной фотографии, часть 23)

Продолжаю начало конца, начало которому положено в очередной статье про Неглинку. В этой серии - всякая всячина понемногу: Коломенка, Котловка и печально известные вбитые в ее коллектор сваи, Сосенка, подвал дома-"Корабля" на Тульской, "Грандтеплуха" и капелька Головинского канала. А может и не Головинского. С него и начнем!

01. Вид на залив Большого Садового пруда.
01. Вид на залив Большого Садового пруда.

Этот участок Головинского канала соединяет Верхний Головинский и Большой Садовый пруды и является частью большой и сложной системы обводнения Москвы-реки водами реки Волги (система заслуживает отдельной обстоятельной статьи, но я пока к такому трудовому подвигу не готов).

По внешнему и данным карт виду он был заключен под землю где-то во второй половине 1950-х годов и разделил русло с одним из мелких истоков реки Жабенки.

Планы на его исследование были, но не случились. Осталась только пара фоток.

02. Подземное русло участка Головинского канала между Верхним Головинским и Большим Садовым прудами.
02. Подземное русло участка Головинского канала между Верхним Головинским и Большим Садовым прудами.
03. Сверху обильно капает (на этом месте до постройки канала было болото).
03. Сверху обильно капает (на этом месте до постройки канала было болото).

04. Впадение канала в Большой Садовый пруд выглядит не очень гостеприимно.
04. Впадение канала в Большой Садовый пруд выглядит не очень гостеприимно.

Следующая партия фоток - из бывшего впадения реки Сосенки в Черкизовский пруд-огурец. Когда то река тут и впадала в пруд, но потом отправилась кругом по обгонному коллектору. А вот эти старые гидротехнические сооружения остались. Теперь через них можно слить пруд в его верховьях. Почему бы и нет!

Эти фотки снимались на пленку при сочетании дневного света и "фотонных аннигиляторов", запитанных от могучего автомобильного аккумулятора. Получилась ерунда, но для истории - пускай будет!

05. Воды Черкизовского пруда тут выше вод реки Сосенки.
05. Воды Черкизовского пруда тут выше вод реки Сосенки.
06.
06.

07. Уровни разделяет вот такая железобетонная "барная стойка". Слева - уровень пруда, справа - реки Сосенки.
07. Уровни разделяет вот такая железобетонная "барная стойка". Слева - уровень пруда, справа - реки Сосенки.

08. Прямо - река Сосенка, справа - пруд, за спиной - дренажная сеть набережной Шитова.
08. Прямо - река Сосенка, справа - пруд, за спиной - дренажная сеть набережной Шитова.

09. Из пруда затекает мусор.
09. Из пруда затекает мусор.

10. Впереди справа - дренажная сеть набережной Шитова.
10. Впереди справа - дренажная сеть набережной Шитова.

11.
11.
12. "Фотонные аннигиляторы" за работой!
12. "Фотонные аннигиляторы" за работой!

13.
13.
14. Мы с товарищем, жаркий летний день и подземная прохлада.
14. Мы с товарищем, жаркий летний день и подземная прохлада.
15. Справа на стене - остатки временной проводки. Что-то строили-перестраивали.
15. Справа на стене - остатки временной проводки. Что-то строили-перестраивали.
16.
16.

А вот и летняя поездка на велосипеде(!) для съемок в реке Коломенке, левом притоке Нищенки. Велосипед я припарковал у плотины пруда Садки и отправился фоткать - с пленочным и цифровым фотоаппаратами, фотовспышкой и набором цветных светофильтров.

Сначала - виды у самой плотины пруда.

17. Такой кран-задвижку всем очень хочется покрутить.
17. Такой кран-задвижку всем очень хочется покрутить.

18.
18.
19. Заглядывался на кран и я сам.
19. Заглядывался на кран и я сам.

20. А вон и цифровой Canon EOS 300D на простеньком штативе.
20. А вон и цифровой Canon EOS 300D на простеньком штативе.

21.
21.

22. Автопортрет!
22. Автопортрет!

23.
23.
24. Ну что же, пора отправляться вниз по течению реки Коломенки.
24. Ну что же, пора отправляться вниз по течению реки Коломенки.

До самого пересечения с Курским направлением МЖД, где есть старая красивая водопропускная труба под насыпью, сейчас включенная как участок трассы коллектора Коломенки. Если фотки выше сняты при дневном свете, то тут уже нужно было искусственное освещение. Как и много лет назад в этом же самом месте я взял в руки вспышку и отправился творить!

25. Как и раньше - "пристрелочные" кадры на цифру в чем то вышли лучше, чем чистовые на пленку.
25. Как и раньше - "пристрелочные" кадры на цифру в чем то вышли лучше, чем чистовые на пленку.
26. Пленка.
26. Пленка.
27. Цифра.
27. Цифра.

28. Водопропускная труба с клоунскими пуговицами. Цифра.
28. Водопропускная труба с клоунскими пуговицами. Цифра.

29. И она же на пленке.
29. И она же на пленке.

Тот период 2006-2008 годов было для меня активным временем смены подхода к искусственному освещению под землей. Сохранились пару интересных фоток, где можно оценить состояние дел!

30. На заднем плане заряжаются два жирных свинцовых аккумулятора, на столе справа - набор пробников светофильтров, идеально по размеру подходящих для вспышки и сканер для пленки. Из того, что на этой фотке - мало что дожило до нынешних дней. Но дожило!
30. На заднем плане заряжаются два жирных свинцовых аккумулятора, на столе справа - набор пробников светофильтров, идеально по размеру подходящих для вспышки и сканер для пленки. Из того, что на этой фотке - мало что дожило до нынешних дней. Но дожило!
31. Мой товарищ снял меня во время демонстрации новых источников света в коллекторе Таракановки - там были и диковинные на тот момент мощные светодиоды, и классические газоразрядные лампы. Демонстрация впечатлила (мне в лицо как раз бьет луч чего-то очень яркого), но все, что на тот момент я решился сделать - это взять маленькие светодиодные лампочки и запитать их от маленьких свинцовых аккумуляторов.
31. Мой товарищ снял меня во время демонстрации новых источников света в коллекторе Таракановки - там были и диковинные на тот момент мощные светодиоды, и классические газоразрядные лампы. Демонстрация впечатлила (мне в лицо как раз бьет луч чего-то очень яркого), но все, что на тот момент я решился сделать - это взять маленькие светодиодные лампочки и запитать их от маленьких свинцовых аккумуляторов.

Для следующей съемки дополнительный свет был не нужен - я с оказией попал в подвал диковинного каркасно-панельного дома на Большой Тульской, так же известного как "дом Атомщиков" и "дом-корабль".

Подвал как подвал, но местами любопытный - всюду следы и артефакты более не используемых инженерных систем, обилие комнатушек, коридорчиков, лесенок и прочих запутанных лабиринтов. Сам дом выше подвала - не менее запутанный с его техэтажами и двухэтажными квартирами.

Я ведь жил в нем одно время, и его лестницы с загадочными пропущенными этажами и проходами на технические уровни до сих пор мне снятся!

32.
32.

33.
33.
34.
34.

35.
35.

36.
36.

37.
37.

38.
38.
39.
39.

40.
40.

41.
41.

42.
42.
43.
43.

Ну вот и все. Про дом-Корабль, как и про систему обводнительных каналов Москвы - лучше все таки отдельно и очень подробно. Очень интересный домик!

А тем временем в 2008 году случился большой локальный скандал - в коллекторе реки Котловки обнаружились забитые с поверхности сваи! Виновником оказалась стройка ЖК "Три Капитана". В итоге все кончилось хорошо - ЖК стоит, никуда не проваливается, сваи убрали, коллектор привели в порядок. Но ошибка была опасная. А фотки - остались!

Тут то и пригодились мои новые лампочки (пока еще не светодиодные) с маленькими свинцовыми аккумуляторами.

44. Ааааа! Свая!!!
44. Ааааа! Свая!!!

45. Вот такая вот ситуация сложилась. Точность попадания в трассу коллектора - отличная!
45. Вот такая вот ситуация сложилась. Точность попадания в трассу коллектора - отличная!

46.
46.
47.
47.
48. Мощь!
48. Мощь!

49.
49.

50. По своему это даже красиво. Но лучше не надо.
50. По своему это даже красиво. Но лучше не надо.

51.
51.

Ну и напоследок - одно из первых применений маленьких светодиодных лампочек. Все, как и в предыдущей фотосессии, но работает на одном заряде аккумуляторе гораздо дольше, а светит - приемлемо.

Не найдя почему-то других вариантов, я отправился по фоткать объект, считавшийся в тогдашней "тусовке" исследователей московских подземелий дурным тоном. Мол, там только всякие "гопники" и "школьники" только и бывают. Прозвали его "гранд-теплуха".

Вообще зря - с точки зрения истории московского коммунального хозяйства объект интересный. Какие задачи должен был решать этот глубокий недешевый тоннель, почему не был достроен, как решаются поставленные тогда задачи сейчас - всему этому можно было бы тоже посвятить отдельное обстоятельное исследование. Но остались только эти несколько фоток из 2008 года.

52. Когда я туда спустился - там происходила какая-то феерическая вакханалия.
52. Когда я туда спустился - там происходила какая-то феерическая вакханалия.

53. Судя по происходящему и обилию наскальных рисунков, объект не зря заслужил дурную славу.
53. Судя по происходящему и обилию наскальных рисунков, объект не зря заслужил дурную славу.

54. Мрачные тени носились в кадре и разжигали неистово.
54. Мрачные тени носились в кадре и разжигали неистово.

55. Тем временем - полыхнуло.
55. Тем временем - полыхнуло.

56. Ну зато был повод посмотреть на то, как мой новый свет работает в таких необычных условиях.
56. Ну зато был повод посмотреть на то, как мой новый свет работает в таких необычных условиях.

57. На происходящее я решил смотреть со снисхождением.
57. На происходящее я решил смотреть со снисхождением.

58. А вот и мой новый свет.
58. А вот и мой новый свет.

59. А вот и сам глубокий тоннель.
59. А вот и сам глубокий тоннель.

60. Масштабы, конечно, впечатляли!
60. Масштабы, конечно, впечатляли!

Ну вот и все. Оставшиеся подземные статьи цикла будут уже посвящены полноценным фотосессиям с одного объекта, этот "сборник" - последний на данный момент.

До встречи в следующей серии!