834 подписчика

Рэйф Файнс с крысиными зубами и Камбербетч с каменным лицом: Уэс Андерсон экранизирует Роальда Даля

405 прочитали

 Новый шедевр или ролик для аудиокниги с картинками? О новой работе Уэса Андерсона уже встречаются самые разные отзывы.

Новый шедевр или ролик для аудиокниги с картинками? О новой работе Уэса Андерсона уже встречаются самые разные отзывы. Сходятся в рецензиях в одном - выглядит "Чудесная история Генри Шугара" очень интересно)

Главный визуализатор современного кино, в чью честь называют фильтры в приложениях для обработки видео и фото, вновь взялся экранизировать произведения британского писателя Роальда Даля. В России как раз более известны адаптации его книг для кино, чем сами тексты. По Роальду Далю поставлены хиты “Чарли и шоколадная фабрика”, “Ведьмы” и “Матильда”. Сам Уэс Андерсон уже делал по его повести кукольный мультфильм “Бесподобный мистер Фокс”. Я не скажу, что я сильная поклонница это мультфильма (у меня с детства некоторая нелюбовь к кукольной анимации), но это бесспорно очень талантливое и запоминающееся произведение.

Сейчас для экранизации Андерсон выбрал несколько рассказов Роальда Даля, скорее относящиеся к его взрослой прозе. Они здесь не объединены в один фильм, как, например, было во “Французском вестнике” (который многие считают одним из провалов режиссера), а составляют собой 4 отдельные истории. Первая из них - “Чудесная история Генри Шугара” (собственно так называют и всю антологию) идет порядка 40 минут, 3 оставшиеся - Лебедь”, “Крысолов” и “Яд” - идут по 15-17 минут. Объединены они общим андерсоновским стилем,  актерами, которые в разных историях играют разные роли и фигурой писателя-рассказчика.

Рэйф Файнс в роли Писателя - кадр из фильма
Рэйф Файнс в роли Писателя - кадр из фильма

Итак, что получилось) Прекрасный сборник для всех, кто любит Андерсона с его метаиронией и специфичным стилем, кто любит театр и для кого идеальная экранизация книги - когда воспроизведение каждая строчка и кому интересно понаблюдать за хорошими актерами, “играющими” в героев Роальда Даля.

Как и в последнем фильме режиссера “Городе астероидов”, большая часть действия разыгрывается в как бы театральных декорациях, а герои преимущественно говорят текст, глядя в камеру. Отличие здесь в том, что у нас есть еще и авторский текст. То есть герои не просто произносят свои реплики, но и становятся рассказчиками в духе “Я увидел, что он собирается… и сказал…” Что это напоминает? Действительно аудиокнигу, разыгранную по ролям. Но в этом и режиссерское мастерство Андерсона. Ты прилипаешь к экрану и даже за этими странными картинками, в которых буквально смена декорации может происходить перед камерой (без монтажных склеек) и стены домов выстроены как в театре, ты видишь раскрывающуюся историю. А актеры играют преимущественно не  репликами (в них меньше эмоций, чем в обычном кино),  а добавляют глубины персонажам именно мимикой, движениями, и смотрится это очень круто.

Теперь немного про сюжеты. Начну не с первой части, а с той, что больше всего понравилась.

История 3-я “Крысолов”. Буду предвзята, поскольку здесь на первом плане один из моих любимых актеров - Рэйф Файнс. Он мелькает во всех сериях в качестве рассказчика, перевоплощаясь в такой классический образ писателя в очках, сидящего в кресле с пледом. Но в третьей части он играет и героя - Крысолова. Потрясающий, делающий его похожим на крысу, образ. Черные линзы, выступающие зубы, длинные серые волосы, отросшие ногти. В общем, Файнс как всегда великолепен в воплощении очередного чуть маниакального персонажа. В плане постановки эта короткометражка самая артхаусная. Здесь будет и пластичные изображения действий с предметами, которых нет в кадре, и имитация животных людьми, и включение кукольной анимации, и резкие переключения кадров (особенно забавно выглядело, когда крупный план оскала Файнса-Крысолова менялся на план Файнса-рассказчика в уютном кресле), ну и финал здесь интересный, в духе легких хорроров (но надо быть внимательным к деталям).

На второе место я бы поставила первую короткометражку - “Чудесная история Генри Шугара” - шустрый сюжет с несколькими уровнями истории.

Бенедикт Камбербетч в роли Генри Шугара - кадр из фильма
Бенедикт Камбербетч в роли Генри Шугара - кадр из фильма

Писатель пишет про героя Генри Шугара (Бенедикт Камбербетч), который читает книгу доктора (Дев Патель) про уникального человека (Бен Кингсли), научившегося видеть без использования глаз. Внутренняя история потом переходит в средний уровень - в историю самого Шугара, мечтавшего на этом навыке заработать много денег в казино. Эта история, наверно, самая светлая в сюжетном плане (хотя совсем мрачных тут и нет). Но, честно, ожидала большего от Камбербетча. Монологи с каменным лицом он на камеру произносит очень хорошо, но здесь очевидно, что ему негде развернуться как драматическому актеру. Файнс в Крысолове смотрелся гораздо более “тонко”.

У Камбербетча также главная роль и в последней короткометражке “Яд”, где по сюжету он оказывается в постели с уснувшей на груди ядовитой змеей. И вот здесь ему приходится играть практически не используя голоса (герой говорит тихо, чтобы не разбудить змею) и только крупные планы лица, которое периодически искажается нервным тиком передают его эмоции. Интереснее в плане актерского наблюдения, но финал сюжета как-то не очень понравился. Тем более, что это была четвертая история, завершающая всю антологию. В других короткометражках финалы давали больше эмоционального отклика.

Ну и вторая история “Лебедь”, на мой взгляд, наиболее проходная (хотя и в ней Андерсон тоже очень интересно работает с формой) - о том, как мальчишки издевались над своим сверстником. Интересные переходы от взрослого рассказчика, оказывающегося в шкуре ребенка и наоборот.

В общем и целом, еще раз можно насладиться работой отличной работой режиссера, в данном случае даже с сюжетом (честно говоря, в последних работах Андерсона форма очень преобладала над содержанием) и необычными актерскими работами. 

Кстати, как я уже писала, очень люблю Рэйфа Файнса и очень радостно видеть, что и в своем уже немолодом возрасте он продолжает играть очень разноплановые роли. Здесь можно прочитать про его работы последних лет: "Прощенный", "Меню", "Раскопки", и повспоминать "Английского пациента". А поклонникам Бенедикта Камбербетча порекомендую еще и "Власть пса".

P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться, это очень поможет развитию канала📖