“Прощенный” (“Прощение”) - случайно увидела фильм в подборке новинок, появившихся в сети. Аннотация не особо заинтересовала, да и рейтинг у фильма был весьма средненький, но в главных ролях значились Рэйф Файнс и Джессика Честейн (обоих очень люблю), решила посмотреть в фоновом режиме, и уже в начале меня филь очень зацепил и затянул.
Богатая британская пара (Файнс и Честейн) едут в Марокко на вечеринку к своему знакомому (Мэтт Смит) в его “замок” в пустыне, попутно морща нос на окружающий быт, местное население и друг на друга. Изрядно выпимши уже в отеле, герой Файнса садится за руль и петляя в темноте и попутно ругаясь с женой сбивает насмерть на пустынной дороге местного подростка, как и многие местные подрабатывающего продажей окаменелостей. Приехав на вечеринку с помощью хозяина дома они договариваются с полицией, чтобы прикрыть все это дело, но наутро неожиданно у дома появляется отец мальчика, который обещает ничего не требовать, если виновник аварии поедет с ним в родную деревню, чтобы похоронить мальчика по местному обычаю.
Что зацепило. Это очень циничный фильм. Жесткий, реалистичный, но при этом с хорошей долей сарказма. Причем режиссер тут избегает клише, которого я ожидала, здесь нет черного и белого. Все социальные группы здесь представлены очень объемно. Актеры играют, не придерешься, причем как голливудские звезды, так и местные марокканские. Мир “истеблишмента” представлен как некое змеиное гнездо, где скучающие богачи уже не знают, чем себя развлечь, закатывая вечеринки с девочками, выпивкой и н@рк@той, улыбаются друг другу, но при этом с таким же пренебрежением смотрят не только на местных арабов, но и друг на друга. Шикарный тонкий диалог из начала фильма для примера. Француженка-фотограф: “Как вы не знаете, это же местная знаменитость - режиссерка… собирает денег на новый фильм”. - “О чем?” - “О кочевниках” - “Ну хоть не о беженцах” - “О, кочевники - это же так экологично”. К этому надо добавить соответствующие выражения лиц у актеров)) Очень много высказываний в пренебрежительном духе о чем угодно. Хозяин дома - г@й, живущий со своим партнером. Смотрела фильм частично на английском, расширила свой словарный запас в отношении сленга для обозначения представителей меньш.нств))) Кстати, редкий фильм, где герои-г@и не меньшие моральные уроды, чем гетеро. При этом тот же герой Файнса высказывается за глаза высказывается очень даже “гомофобно” в отношении своих “друзей”. Вот этим фильм тоже очень порадовал - герои реалистичные.
Меня очень зацепил момент, когда герои приезжают с трупом мальчика на вечеринку, и главная забота хозяина дома - чтобы это не испортило праздник. Побыстрее избавиться и забыть - “ну сколько этих деревенских пацанов пропадает здесь каждый день!”. А потом его партнер ноет, “ну зачем мы их вообще пригласили, все испортили”. И все, включая жену, так пытаются сплавить героя Файнса уехать в пустыню с отцом мальчика) Все пофиг, что с ним будет, лишь бы праздник продолжался. Этот богатый мир изображен настолько отвратным. У меня от момента аварии сразу возникла ассоциации с одной известной реальной историей, когда одна наша “светская львица” торопилась в аэропорт и водитель ее машины просто снес при обгоне другую машину, и люди, ничего не нарушавшие погибли. А львица села в другое такси и уехала по своим делам. Когда смотришь фильм, возникает стойкое ощущение, что в реальности люди так и будут реагировать. Кстати, фильм - экранизация одноименного романа, вроде бы основанного на реальной истории.
Помимо богачей, есть еще 2 социальных пласта. Слуги в доме - умные, знающие несколько языков и периодически сыпляющие “восточными мудростями” (тоже есть в их изображении доля сарказма), чья мечта работать в отеле в Дубаи, там ведь приличные люди, а не эти п… (ну-ну))) И третий пласт - жители пустыни, от заката до рассвета работающие за копейки, пытающиеся продать что-то богатым туристам, лишь бы выжить. В репликах отца (актер очень хорош) говорится о разрыве поколений, когда молодежь хочет другой жизни и не может из нее вырваться. Авторы фильма, конечно, подчеркивают тяжесть их жизни, но не идеализируют их, что мне тоже понравилось.
В целом, 2 часа фильма пролетают незаметно. Из минусов, наверно, не очень раскрыта сама сюжетная линия осознания героем своего поступка. Ощущение, что она не сильно-то интересует режиссера, очень простыми приемами он показывает изменения в герое. И если Файнс блестяще играет мерзкого богача с расисткими наклонностями, то переломного момента в нем не увидишь. Но фильм очень хорош именно как социальная драма, так что слабая драма личная, на мой взгляд, не особо его портит. Джессика Честейн тоже отвратно хороша, как и Мэтт Смит.
Еще в фильме очень красивый визуал. Антураж пустыни, много натурных съемок. Не знаю, может мне показалось, но я заметила немного религиозных отсылок. В начале не раз противопоставляются верующие мусульмане развратным европейцам. А когда был общий план сверху вот замка с бассейном, полуголыми девицами внутри пустыни, у меня в голове прям стукнула библейская отсылка к Содому и Гоморре. Финал фильма был довольно неожиданным. Не знаю, насколько это реалистичный, он, скорее, “красиво” завершающий эту историю. Я сейчас не про хэппиэнд, если что.
В общем, очень рекомендую всем любителям социальных драм с красивой картинкой и умными диалогами.