Продолжаю пересматривать фильмы на английском. И сегодня про одну из моих любимых мелодрам - "Английского пациента".
Немного даже побаивалась я пересматривать этот фильм - очень уж сильное впечатление он оставил в первый просмотр лет 10 назад. И я помню, что очень рекомендовала его знакомым. И вдруг от коллеги услышала: “Посмотрела. Какая ж дура главная героиня! Разрушить семью, изменять такому мужу!”. Хм… И я вот сейчас такая замужняя дама с двумя детьми, которая смотрит новые мелодрамы и ромкомы с мыслью “ну че за бред”, начинаю смотреть "Английского пациента", чуть перематываю начало и на моменте встречи главных героев полностью отключаю голову, морализаторство, я просто уплываю вместе с этим фильмом в бескрайние пески пустынь и погружаюсь в историю, которая кажется неимоверно живой и искренней. И даже такой глубокий скептик, как я, не может не сопереживать героям.
Один абзац про сам фильм для тех, кто его не смотрел. "Английский пациент" - экранизация одноименного романа Майкла Онджанте, получившего кучу литературных премий. Конец войны. Судьба сводит в брошенном итальянском монастыре четырех людей: канадскую медсестру (Жюльет Бинош), недавно потерявшую на войне жениха, умирающего “английского пациента” (Рэйф Файнс), потерявшего память, чей самолет в Африке сбили немцы, итальянского вора (Уильям Дефо) и сапера-индуса. Пока медсестра ухаживает за умирающим, перед нами открываются тайны его прошлого и необыкновенно красивая история любви к замужней женщине на фоне африканских песков и надвигающейся войны. Английский пациент входит в пятерку фильмов, получивших наибольшее количество оскаров за всю историю премии. У него их 9 (из 12 номинаций). Огромные кассовые сборы, в 10 раз окупившие бюджет. Завораживающие виды пустыни. Блестящие актерские работы.
Фильм идет 2,5 часа, переплетая между собой историю, происходящую в Италии с прошлым главного героя в африканским песках. Начало медленное и понять, что будет дальше сложно. Но досматриваешь фильм, который как бы замыкается и первый кадр с летящим над пустыней самолетом, в котором сидят мужчина и женщина, становится последним, уже другими глазами, скорее всего полными слез, потому что финал западает куда-то очень глубоко в душу. В общем, не буду пересказывать. Если вы не видели, то точно стоит посмотреть. Хотя бы раз.
Немного мыслей по повторному просмотру. Я восхитилась тем, как показана история любви героев. Если вы влюблялись, думаю, узнаете. Здесь нет “взрывов” с первого взгляда, здесь нам медленно показывают зарождающееся запретное чувство, сначала в разговорах, взглядах, первых случайных прикосновениях, где за внешне холодными лицами танцующих героев во взглядах, в движениях пальцев уже столько чувства, что мы ждем, когда же все вырвется. Сцена первой близости героев снята очень красиво, но при этом очень естественно. И мой любимая цитата оттуда - не знаменитая из финала про “мы страны без карт”, а диалог в ванной: “Когда ты была больше всего счастлива? - Сейчас. - Когда ты была больше всего несчастна? - Сейчас”. Очень сильная живая сцена, когда физическое ощущение счастья идет об руку с пониманием неправильности своих поступков. И в этой же сцене: “Что ты любишь? - Закаты, дождь, мужа… - Что ты ненавидишь? - Ложь”.
При повторном просмотре обратила внимания, что и у Колина Ферта (муж героини) есть пара сильных сцен в фильме (хотя в целом он тут мимо проходил). По-другому смотрится и персонаж Уильяма Дефо (кстати, вообще, не помню, видела ли я его еще где-то довольно молодым, как здесь, когда он еще не сросся с образом Зеленого Гоблина). Сцена, когда его пытают немцы, мне и при первом просмотре запомнилась, но сейчас показалась одной из сильнейших в фильме, опять же потому что персонаж выглядит не героем войны, а живым человеком. Да и Жюльетт Бинош тут очень хороша. В первый просмотр мне она показалась намного бледнее пары Файнс - Скотт-Томас и меня удивляло, почему из них троих-номинантов Оскар дали только ей.
В конце добавлю немного про режиссера фильма. Имя Энтони Мингеллы не так хорошо известно, однако уверена, что если вы не смотрели, то как минимум слышали про его работы. Помимо "Английского пациента", за который он получил заслуженный Оскар, этот режиссер поставил и "Талантливого мистера Рипли", и "Холодную гору" (масштабная драма о Гражданской войне в США с Джудом Лоу, Николь Кидман и Рене Зельвегер). Последнюю номинацию на Оскар он получил посмертно за фильм “Чтец” (как продюсер). Любой из упомянутых фильмов стоит увидеть. Хотя "Гора" мне так не врезалась в память, но "Мистер Рипли", "Английский пациент", "Чтец" - это прекрасные образцы исторической драмы XX века. Все фильмы-экранизации, казалось бы, очень разные по сюжету, но имеют много схожего. И не только длинный хронометраж и неспешный темп. Все они рассказывают истории о не самых хороших людях. Герой Файнса в "Английском пациенте" преследует оставившую его возлюбленную, а в итоге, вообще, становится военным предателем. Главная героиня "Чтеца" (блестящая роль Кейт Уинслет, за которую она с 6-й попытки получила Оскар) - надсмотрщица в концлагере, искренне непонимающая после войны, за что ее судят. Героев Джуда Лоу и Мэтта Дэймона в "Талантливом мистере Рипли" - прожигающего жизнь богача и мошенника, пытающегося занять его место - тоже сложно назвать хорошими людьми. Но эти фильмы их не судят, не оправдывают, они рассказывают истории. Очень личные, но на характерном историческом фоне, благодаря чему мы чувствуем портрет эпохи не хуже, чем в пафосных исторических драмах того же Ридли Скотта. И в этом погружении и есть особая магия кино. Жаль, что режиссер ушел из жизни так рано. А фильмы советую посмотреть. Они вошли в копилку мирового кинематографа. К сожалению, сейчас такое кино уже не снимают.
Смотрели "Английского пациента" или другие фильмы режиссёра?
P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень поможет развитию канала📖