Найти тему

Задержка психического развития (ЗПР): как определить и что делать.

Здравствуйте. Сегодня мы обсудим тему детей с ограниченными возможностями здоровья. А именно поговорим про детей с задержкой психического развития.

Данный статус ставят на психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК) по результатам обследования и, если ребенок уже учится, по неуспеваемости в школе (неудовлетворительные оценки). Поэтому, если есть ниже перечисленные признаки, присутствует трудности в обучении, то стоит обратиться в ПМПК для определения наличия/отсутствия статуса и возможных причин трудностей.

В предыдущей статье мы отметили причину возникновения ЗПР: медленное (задержанное) развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения). Это может быть обусловлено генетически или недостаточной средой развития в детстве. И конечно, выявление причин является очень важным, так как это влияет на работу как специалистов, так и родителей.

ЗПР могут поставить как в детском саду, так и в школе. Чем раньше это будет сделано, тем более эффективными будут результаты работы. Давайте рассмотрим проявления задержки психического развития в школе, особенно в первом классе, когда оценочной системы еще нет.

Признаки:

- медленный темп деятельности (ребенок не успевает за темпом класса, он долго и медлительно делает уроки дома);

- утомление от умственной работы (ему тяжело думать, требуется больше времени на поиск верного ответа. В отличии от других, для него решить два примера из четырех – это действительно большое усилие);

- неустойчивое внимание (ему сложно удерживать внимание на деятельности, которая требует внутренней мотивации. Мультики и игры стимулируют из вне, они увлекают внимание, не требуют усилия. А вот уроки, задания на внимание, мышление, требуют усилия, к которому они просто еще не готовы);

- трудности запоминания информации (требуется многократное повторение одного и того же, что надоедает и самим родителям, и ребенку);

- высокая эмоциональность (такие дети могут быть импульсивны, остро на всё реагировать, ему трудно контролировать гнев, радость или печаль, что вызывает проблемы в коммуникации).

Таким образом, даже если ребенок пошел в школу после семи лет, ему может быть очень сложно учиться. Поэтому, родителям очень важно выстроить грамотные отношения со своим ребенок и адекватный режим дня. Про самооценку, поддержку родителями и коммуникацию детей с ЗПР поговорим отдельно. Сейчас сделаем акцент именно на режиме дня.

Мы, взрослые, сами к режиму дня часто относимся скептически. Нам кажется, что он нас стесняет и ограничивает. Но на самом деле, грамотно выстроенный режим дня позволяет меньше уставать и больше успевать. Для ребенка это особенно важно. Пункты, которые я сейчас перечислю, многим знакомы, но при их регулярном соблюдении, можно добиться хороших результатов для избегания перегрузки и улучшения умственной работоспособности.

1. Ложится и вставать в одно и тоже время. Каждому человеку, в том числе и ребенку, нужно разное количество времени для сна. В среднем для школьника это 9 часов. Ложиться спать нужно в одно время: до 10 часов, что вырабатывался гормон сна и ребенок спал все необходимые фазы сна.

Здесь важна регулярность и настойчивость. Если возникают сильные капризы и истерики, то стоит первое время уходить на сон сразу всей семье.

2. Делать с ребенком уроки в начальной школе не больше 1,5 часов (2-4 класс). Официально в первом классе домашние задания не задают, но бывает надо что-то дописать или почитать. Тут стоит тратить не больше 30-40 минут.

«Но мы тогда не успеем, скажете Вы», - и в некоторых случаях будете правы. Но вы не истреплите нервы себе, ребенку и окружающим. Вы не будете чувствовать, что после школы вас ждут бесконечные часы второй работы. Да, он не будет учиться на пятерки. Он не придет на уроки со всеми законченными заданиями. Это очень сложно и трудно воспринять.

Но зато вы сохраните здоровые отношения с ребенком, у Вас с ним не будет переутомления. Ребенок не будет ненавидеть школу и делать домашние задания. В какой-то день вы закончите раньше и сможете вернуться к пробелам.

3. Определите время, когда удобно заниматься уроками. Ориентируйтесь в первую очередь на ребенка, ему дальше этим заниматься самим. Кто-то любит их делать сразу после школы, кто-то хочет в начале отдохнуть. Если нужен отдых, он хочет поиграть, посидеть в телефоне – пусть. Но строго в какое-то время, например, в 17:00, он садится за уроки.

4. Контролируйте время гаджетов. Это сложная тема. Но необходимая. Они перевозбуждают нервную систему. Поэтому, обязательно за два часа до сна никакого телефона и компьютера. И в течении дня не круглосуточно. Но телефон надо чем-то заменять: настольные игры, прогулки на улице, игрушки, общение с Вами, рукоделие. С другой стороны, если на все это он говорит, что ему скучно: можно просто полежать. Придумать, чем себя занять, полезно для развития.

5. Определите последовательность выполнения уроков. Кто-то говорит, что начните с легкого, а потом сложное, кто-то утверждает обратное. Смотрите по своему ребенку. Как он наиболее продуктивен. Экспериментируйте.

6. Делайте небольшие перерывы. Позанимались 20-30 минут. Отдохните минут 5-10, но без телефона. Походите, полежите, сыграйте во что-то подвижное, например, мяч.

7. Не учитесь все семь дней в неделю. Выходные оставляйте выходными. Можете на вечер воскресенья выделить пол часа для повторения чего-то. Больше не надо. И Вам, и ребенку нужны полноценные выходные.

Я думаю, это статья о том, что домашние задания не нужно ставить во главу взаимоотношений. Ведь жизнь строится не только на уроках. А на самую слабую тройку можно подтянуть почти каждого, за исключением серьезных заболеваний