Найти в Дзене
Rigel PSY

Кто Я? Самоидентификация. Норма и расстройства личности.

Оглавление

Важный звоночек- неустойчивое представление о своем "Я". Это короткая статья и я прошу вникать в содержания, размышлять, возвращаться к ней.

Внутри нет четкого, стабильного во времени и ясного, уверенного ответа самому себе на вопрос "Кто я?"

Это нормально для ребенка, подростка и девушки, юноше в период становления личности. Мозг развивается, примерно, до 25 лет.

Если вопрос проваливается или "плывет" во взрослом возрасте, речь может идти о кризисе, переоценке ценностей, критичных проблемах в жизни или о расстройстве личности, если нет "правоприемственной" линии "Я" в различных возрастах и периодах жизни.

Человек в течении жизни не меняется в своей сути. Он обрастает новыми навыками, новым опытом, переосмысливает ценности, учится расставлять приоритеты, при этом, остается самим собой.

Кто Я?

"Кто Я?"- экзистенциальный вопрос. Вопрос смысла жизни, своего самоопределения и местонахождения в координатах жизни.

Этот вопрос глубже социальных ролей. Социальные роли- производные от Я. То, как это "Я" реализуется в жизни.

При этом, определенно точно, что "Я" ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека отличается. Личность находится в постоянном движении и изменениях. Однако, вновь, в сути своей, это будет одна и таже личность.

Больших сложностей добавляет хаос на хайпе самоопределения: "Я чувствую себя зеброй! Поэтому я- зебра." Нууу... нет) От того, что чувствуешь себя Богом, зеброй или чем-то прилипшим к подошве прохожего- им не становишься. Хайп запутывает и так сложный вопрос. Он уводит в сторону от своего Я.

Говорят, при нарциссическом расстройстве личности нет Я. Всё, что угодно есть, а Я- нет. Что не добавляет оптимизма. Однако, всё же позволю себе не согласиться. Расстройство личности означает, что есть у людей некие общие, стабильные схемы отклонения от адекватного ответа реальности, модели восприятия и поведения. Да, иногда шаблонность может поражать: как два разных человека, растущих в разной географической, культурной, социальной среде настолько одинаковы в проявлениях и даже вербальном выражении, используя одинаковые слова? НО! И они будут отличаться- в своем Я.

-2

Где же это "Я" и какое оно?

Уникальность задают, в первую очередь, врожденные физиологические особенности. Как у вида, у нас есть много общего, однако, мозговая деятельность, нервная система имеет уникальные сочетания. На уровне нейронов, восприятия, обработки информации, формирования связей и так далее.

Именно с простых вопросов стоит начинать подход к изучению себя и своего Я, чтобы обрести самоопределение и понимание своего движения по жизни- ответить себе на вопрос "Кто Я?". В ответах нет плохо-хорошо и других оценок. Изначально происходит исследование своей данности- "Какой Я?":

  • у меня столько рук, столько ног, столько пальцев, цвет моих глаз, рост?....
  • я интровертивный-экстравертивный, я легко выношу фрустрацию или она выбивает меня и сложно довести дело до конца, я делаю быстро или медленно, какая у меня память, как реагирую на свет и громкую музыку или шум, предпочитаю сладкое или соленое, острое, моя нервная система легковозбудимая или я, как слон?
  • какие мне нравятся фильмы, музыка, мне ближе спорт (какой?) или он пытка для меня; мне приятнее взаимодействовать с людьми, животными или техникой в одиночестве?
  • как я проявляю себя и как себя веду в тех или иных ситуациях, что происходит внутри меня, как с другими людьми (какими именно?)- чтобы не переписать память, а найти объективные ответы, используйте приложение Rigel PSY. Эта возможность бесплатна.

Если Вы проявляете себя в обычной жизни, как зебра, поедаете траву, листья и мелкие побеги, привязаны к природному источнику воды, убегаете от львов и крокодилов, а тем более выглядите, как зебра, то возражений нет- прекрасно. Читающая Дзен зебра- это нечто особенное. ;)

Однако, если Вы проявляетесь, как человек во внешнем своем- это уже хорошая точка начала для знакомства с собой.

Рекомендабельное: