Найти тему

Рекомендации по изучению истории для подготовки к ЕГЭ

(поскольку часть подписчиков моего канала ещё и историю сдают)👍

Рассмотрим наиболее часто возникающие проблемы у абитуриентов при изучении истории и при подготовке к экзамену. Чаще всего, при изучении предмета трудности возникают с запоминанием дат, генеалогического древа Рюриковичей/Романовых, а при знакомстве со структурой экзамена в формате ЕГЭ, к этому списку добавляется ещё и умение чтения карты.

Начнём с самого трудного, - с дат. Дат в истории огромное количество, и запомнить их все методом заучивания просто не реально. Однако есть некоторые хитрости, которые помогут дойти до правильного ответа на экзамене, даже если абитуриент выучил не всё. Например, даты жизни/правления князей/царей/императоров, генсеков/президентов.

Московские князья и цари в XIII - начале XVII вв. Ищем удобные, "ровные" даты для запоминания.
Московские князья и цари в XIII - начале XVII вв. Ищем удобные, "ровные" даты для запоминания.

Для того чтобы не ошибиться, достаточно запомнить только ОДНУ дату. Либо дату начала правления, либо дату конца правления. Предположим, даты правления Ивана III: 1462 – 1505гг. Лично мне удобнее запомнить дату 1505, потому что она – «ровная», в ней две цифры «5». Зная только одну дату, уже можно предположить, какие события могли быть при Иване III, - видимо, те, которые были лет за 30 до 1505г. А вот события после 1505г при Иване III быть уже не могли, что логично.

Или, предположим, даты княжения Дмитрия Донского: 1359 – 1389гг. Даты не самые запоминающиеся, но есть важное событие его правления, - Куликовская битва 1380г. А вот эта дата уже «ровная» и встречается часто. Воспользуемся той же логикой: зная дату 1380г, мы можем предположить, что даты правления князя где-то рядом, для того, чтобы сопоставить даты с событиями в тестовой части ЕГЭ.

Помимо дат правления государей, нужно как-то запомнить ещё огромное количество сражений и важных событий. На первый взгляд, задача не реальная, но тут начинает действовать ассоциативная память.

Карта Куликовской битвы. Подсказки на карте: Непрядва, Засадный полк и переправы. Кто в теме, тот поймёт. Схема из открытых источников.
Карта Куликовской битвы. Подсказки на карте: Непрядва, Засадный полк и переправы. Кто в теме, тот поймёт. Схема из открытых источников.

Возьмём первую же дату: 862г – призвание варягов на Русь. У даты есть «двойник» - 1862г. В этот год праздновалось тысячелетие России, и по этому случаю, в Новгороде скульптором Микешиным даже был установлен одноименный памятник, который тоже в ЕГЭ фигурирует. Следовательно, зная ОДНО из этих событий, мы легко дойдём до другого.

Следующая дата: 882г – объединение Киева и Новгорода князем Олегом. И тут есть к чему привязаться – событие произошло ровно через 20 лет после призвания Рюрика на княжение. 20 лет – «ровный» отрезок времени, запомнить легко.

Некоторые даты в отечественной истории словно специально «ровные», нужно только это уметь замечать. Возьмём даты 1380г (Куликовская битва) и 1480г (Стояние на р. Угре), между первым крупным победоносным сражением с монголами и полным свержением ордынского ига произошло ровно 100 лет. Рассмотрим даты 1242г и 1942г. Ледовое побоище и начало Сталинградской битвы. Оба события символизируют противостояние с немцами, оба сражения завершились в нашу пользу.

1375г – Дмитрий Иванович (будущий Донской) напал на Тверь и отобрал ярлык на княжение, а в1485г Тверь окончательно входит в состав Московского государства/России, разница между событиями – 110 лет. И таких «совпадений» много, в рамках одной статьи их все не разобрать.

Особенно важно запомнить те даты, на которые приходится сразу несколько событий. Например, 1325г. Сразу ТРИ события: смерть князя Юрия Данииловича в Орде от рук Дмитрия Грозные Очи; вокняжение в Москве Ивана Калиты (а про этого князя всегда есть задания в ЕГЭ) и одновременно, переезд митрополита из Твери в Москву, что символизирует важную в те году поддержку Москвы церковью в процессе объединения русских земель. Таким образом, для понимания сути эпохи нам надо знать ОДНУ дату – 1325г.

Рассмотрим вопрос о генеалогическом древе. Тут рекомендую использовать наглядные схемы родословной. Эти схемы есть в учебниках и методических пособиях. При работе с такой схемой важно не просто пытаться запомнить кто за кем правил, но узреть «дух правления» (этот был либерал, этот – консерватор). Важно, чтобы каждое имя в схеме было не пустым звуком, а ассоциировалось с конкретными событиями, тогда всё быстро встанет на свои места.

Генеалогическое древо Рюриковичей. Картинка из открытых источников.
Генеалогическое древо Рюриковичей. Картинка из открытых источников.

Советую подчёркивать в схеме тех персонажей, которые РЕАЛЬНО ПРАВИЛИ, и из всего древа Рюриковичей их в итоге окажется не так уж и много. Из всех киевских князей получится примерно 10 человек, из московских – 11 человек. Запомнить 21 правителя – реально. Ведь любой ученик школы без труда запоминает всех своих одноклассников, а их очень часто и побольше 21-го будет. Так же для запоминания полезно и важно видеть портреты государей, - они будут запоминаться и визуально.

Генеалогическое древо Рюриковичей с пометками "нужных" персонажей. По факту, их даже чуть меньше. Картинка из открытых источников.
Генеалогическое древо Рюриковичей с пометками "нужных" персонажей. По факту, их даже чуть меньше. Картинка из открытых источников.

Теперь о заданиях с картой. Даже в самой сложной карте на экзамене всегда есть подсказки, заметив которые можно дойти до правильного ответа. Такими подсказками могут быть: границы государства, места и даты сражений, обозначенные на карте и реки.

Например, в бесконечных войнах с Польшей надо отыскать на карте Смоленск и понять, чей он на данный момент, - это многое прояснит. Основан ли уже Санкт-Петербург? Состоялось ли уже воссоединение с восточной Украиной? Входит ли Рязань в состав Московского государства/России? Есть ли на карте знакомые нам названия местечек, где были подписаны мир/перемирие (Андрусово, Деулино)?

Ну, или довольно сложные карты, связанные с многочисленными русско-турецкими войнами. Как известно, при Екатерине II было две войны: окончившаяся в 1774г Кючук-Кайнарджийским миром, и окончившаяся в 1791г Ясским миром. Значит, ищем на карте либо Яссы, либо Кючук-Кайнарджи, либо Ларгу, Кагул, Рымник, Измаил. И чтобы не запутаться, надо не только помнить, что по Кючук-Кайнарджийскому договору Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом; а по Ясскому, - земли между Южным Бугом и Днестром. Важно ещё и суметь найти и узнать эти реки по карте.

А как не перепутать, какой мир был заключен раньше, Кючук-Кайнарджийский, или Ясский? А тут нам на помощь приходят удивительные совпадения. Дело в том, что многое в нашей истории происходит «по алфавиту». Сначала «К», потом «Я». То есть сначала Кючук-Кайнарджийский мир, затем Ясский.

Сначала «Е», потом «О». То есть сначала пЕченеги, потом пОловцы.

Сначала «Б», потом «М», затем «Т». То есть Батый, Мамай и Тохтамыш. Первых двух очень часто путают, третьего, вообще, не знают.

А как не перепутать левобережную и правобережную Украину? Относительно какого берега это право/лево? Задайте себе простой вопрос: реки вытекают из морей или впадают в моря? Правильно, - впадают в моря. А теперь представим, что мы плывём по Днепру в Чёрное море, то есть с севера на юг. Тогда по правую руку от нас окажется западная Украина, а по левую – Восточная. Вот и на этот вопрос ответ найден.

Ну и наконец, включаем самую простую логику при решении заданий на сопоставление: вряд ли Ляоянское сражение происходило в Пруссии, а Губертусбургский мир заключен с Японией.))) Больше шансов, что всё-таки наоборот.)

Методы систематизации и запоминания информации у каждого свои, ассоциативная память также индивидуальна. В этой статье я лишь озвучил те методы и приёмы, которые, как мне кажется, помогут нынешним абитуриентам успешнее подготовиться и сдать ЕГЭ.