Фантомные польские мечты о собственных колониальных владениях, похоже, перенеслись из прошлого века в нынешний. Варшава резко активизировалась на двух направлениях: арктическом и африканском.
28 сентября прошла первая с 2019 года встреча представителей государств-наблюдателей при Арктическом совете. Состоялась она в Варшаве. Польскую делегацию возглавил Пётр Рыхлик - бывший посол страны в Финляндии, с августа возглавивший дипломатическую службу МИД Польши.
Освещая данную встречу, варшавские СМИ постарались представить Польшу как якобы "арктическую державу". Пообещали проведение неких исследований в Арктике совместно с США, Канадой и Норвегией. Стоит сказать, что при МИД Польши уже давно существует "полярная дипломатическая группа", а ещё в 2015 году Варшава отправила бизнес-миссию в Данию и Гренландию для обсуждения совместных "арктических инвестиций".
Однако куда более активно Польша пытается влезть на Африканский континент. 26 сентября польская делегация прибыла в штаб-квартиру таможенной службы Нигерии в Абудже. Поляки вели с Нигерией переговоры о большем участии Польши в работе зоны свободной торговли в штате Огун.
Перед этим, 23 сентября, в Нигерию прибыли несколько генеральных директоров компаний из Польши. У них прошли переговоры с чиновниками из администрации президента Нигерии.
Однако главная роль в польско-нигерийских контактах принадлежит влиятельному бизнесмену из Нигерии Эбби Онасу. Он является главным координатором зоны свободной торговли в штате Огун. Эбби Онас тесно связан с политической элитой Нигерии, знаком с ключевыми нигерийскими губернаторами, мэрами, министрами и президентом Тинубу.
Две недели назад Онас посетил с визитом Польшу, где выступил на экономическом форуме и провел переговоры с чиновниками польского МИД.
Всё это говорит о том, что Польша хочет стать главным иностранным инвестором в новой зоне свободной торговли в Огуне. Этот штат является одним из богатейших в Нигерии, там сконцентрированы многие производства. Огун считается промышленным центром Нигерии. В недрах штата есть запасы драгоценных камней, известняка, фосфатов. Очевидно, что из всего этого поляки и хотят извлечь выгоду.
Параллельно с этим Польша начала продвижение своей экономической экспансии в Сенегале (в том числе и предложив местному правительству многомиллионные кредиты), а также установила контакт с правительствами Руанды и Кении.
По некоторым данным, в дальнейшем Польша хочет не только экономического, но и военного присутствия в странах Африки.
Как известно, в 20-ые и 30-ые годы прошлого века Польша вынашивала идеи о создании своих колоний в Камеруне, Анголе, Мозамбике и Либерии. Почти во всём замыслы Варшавы провалились, однако в Либерии поляки достигли некоторых успехов. В 1933 году Польша и Либерия подписали соглашение через польскую "Морскую и колониальную лигу". В страну отправились польские колонисты (правда, в небольшом количестве). Либерия ввела льготный режим для польских предпринимателей. Дошло до того, что в Варшаве задумали превратить Либерию в свой африканский плацдарм. Однако это не понравилось США, в сфере влияния которых всегда находилась Либерия. Вашингтон надавил и на Польшу, и на Либерию, в итоге к 1938 году все польские поползновения в этой стране были свёрнуты.
Даже в западной прессе предположили, что и в этот раз польские амбиции в Африке потерпят крах из-за противодействия со стороны союзников Варшавы по НАТО, у которых в Африке свои интересы. Например, польские экономические амбиции в Сенегале могут натолкнуться на противодействие со стороны Франции, которая рассматривает эту страну как свой последний оплот в Западной Африке.
В Польше забыли, чем закончились её предыдущие попытки закрепиться в Африке. Видимо, хотят надорваться во второй раз.
Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал