Найти в Дзене
Phonetic Discoveries

Как разговориться и прокачать произношение

Оглавление

Что мешает говорить красиво, даже если вы знаете, как правильно? Отсутствие беглости речи. Умение сходу вставить куда надо интервокальный [r], «зажевать» артикли и предлоги, акцентировать ударение на важных словах, прорисовать интонацию предложения, «проглотить» окончания слов — всё это реализуется только в среднем или быстром темпе говорения.

В прошлой статье о беглости речи я писала, что она соединяет в себе как минимум два аспекта владения языком: 1) навыки быстрого поиска слов и грамматических паттернов для выражения смысла, 2) навыки звукового оформления сказанного.

Предлагаю идти к объединению этих двух аспектов постепенно, от простого к сложному, и даю пять рабочих проверенных техник. 💯

Вы можете «разговориться» всего лишь при помощи себя, гаджета и блокнота
Вы можете «разговориться» всего лишь при помощи себя, гаджета и блокнота

1. Облегченный вариант техники shadowing

Техника теневого повторения, или «шедоуинг», довольно сложная. Она требует времени, ресурсов и фонетической осознанности.🧠

Суть ее состоит в том, что вы вместе с носителем (который в записи, конечно) проговариваете вслух какой-то небольшой монолог. Ключевое слово «вместе» – то есть одновременно, как тень. Соблюдая интонации, паузы, повышения громкости и тона голоса, копируя индивидуальную манеру речи, явления на стыках слов, в общем, всё. Чтобы это провернуть, нужно хорошо подготовиться.

Один из этапов такой подготовки – повторение за носителем в паузах. То есть, вы включаете аудио/видео запись, слушаете очень короткий отрывок – слов пять-семь, ставите на паузу – и тут же его повторяете максимально близко к оригиналу. Вот эту активность я и предлагаю взять для «разгона» говорения.

«По науке» на этот момент у вас перед глазами должен быть не просто скрипт (текст, который озвучивается), а скрипт проработанный, с отмеченными фонетическими явлениями, паузами, повышениями-понижениями тона, ударениями и т.д. ✍️ Но я знаю, что именно этот момент часто «отпугивает» своей трудоёмкостью и требованием к фонетической подготовке. Поэтому я не против облегченного варианта: использования скрипта, в котором отмечены только ударные слова и паузы. Всё остальное можно «снимать» на слух и не отвлекаться на разные значки, выделения жирным и подчеркивания. На мой взгляд, иногда они даже лишние — слишком много внимания оттягивают на себя, заставляют работать глазами и мозгами, в то время как нам нужно расслабиться и полностью превратиться в слух.👂

Фрагмент скрипта программы BBC Learning English с отмеченными паузами и ударными словами
Фрагмент скрипта программы BBC Learning English с отмеченными паузами и ударными словами

Итак, что делаем.

Выбираем фрагмент видео, подкаста или монолога в фильме. Находим к нему скрипт и обязательно переводим – это важно для понимания, почему тут именно такая интонация, почему ударения именно на этих словах. Мозг запомнит эти паттерны и потом применит в аналогичных случаях говорения.

Нажимаем кнопку «плей», даём герою сказать фразу, нажимаем «стоп», повторяем сами – как эхо, максимально близко к тому, что услышали. Снова дали герою сказать — снова повторили. И так от 20 минут до часа.

Что при этом происходит. Ваш речевой аппарат тренирует звуки, тренирует мышцы, нужные для их произнесения, расширяет диапазон голоса. Ваш мозг запоминает структуры английских фраз. Ваши глаза запоминают, как слова пишутся, в то же самое время ваши уши запоминают, как они слышатся, и вы сличаете оба образа — графический и звуковой. Вы обращаете внимание на то, как слова стыкуются, то есть на явления связной речи, потери взрыва, элизии и т.д. Вы видите и слышите, как эти явления, а также ритм и интонация, зависят от темпа речи, от степени формальности ситуации, от эмоций персонажа и других контекстуальных вещей. Вы ничего не продуцируете сами, но вы «прогоняете» через себя все полученные фонетические умения и «играете» в их спонтанное применение. Наконец, вы работаете с лексикой – запоминаете новые слова, а старые освежаете в памяти.

После такого активити у вас стойкое ощущение, что вы плотно поговорили по-английски. Появляется уверенность с собственном говорении, снимается пресловутый языковой барьер. А после нескольких «сеансов» вы заметите, что вам действительно стало легче говорить. Ваш речевой аппарат теперь знает, как это делать, а память то и дело подбрасывает фразы, обороты, структуры, причем вместе с интонациями.

Рекомендации по технике

  • Фильмы/видео и герои должны быть вам симпатичны, потому что занятие довольно однообразное. Без интереса к происходящему и к персонажам вам очень скоро надоест это дело, а эмоциональной энергии, чтобы подражать актерской игре, не останется.
  • Фразы, которые вы повторяете, должны быть максимально короткие – от одной паузы до другой. Так они гарантированно поместятся в вашей оперативной памяти, и вы сможете повторять их легко и во всех красках.
  • Не стоит применять эту технику, если вы говорите с сильным русским акцентом и у вас куча неправильно выговариваемых звуков — так вы будете автоматизировать ошибки.
  • Приступайте к этой практике после артикуляционной разминки и проработки каждого звука перед зеркалом — так вы точнее будете попадать в оригинал и в принципе будете лучше владеть речевым аппаратом.
  • Один и тот же текст берите в работу надолго. Вообще, достаточно взять три-пять текстов и работать с ними попеременно в течение двух-трех месяцев. Потом взять новые. Лучше качество, чем количество.

2. Чтение вслух

Здесь процесс немного усложняется. Вы всё еще не продуцируете речь сами, но уже и не повторяете за другими. Ваша задача – применить все фонетические знания и умения к печатному тексту.📖

Чтение вслух — отличный способ держать произношение «в тонусе»
Чтение вслух — отличный способ держать произношение «в тонусе»

Сначала это будет медленно. Вам нужно будет взять текст, разметить паузы, повышения-понижения тона, все фонетические особенности на стыках слов и т.д. Потом в среднем темпе прочитать его (разумеется, вслух). Возможно, с первого раза не всё получится. Практикуйтесь. Отработайте текст так, чтобы читать его в естественном темпе, красиво и без запинки. Потом берите следующий текст и так далее. В какой-то момент вы осознаете, что вам уже не нужно делать предварительные разметки – ваш речевой аппарат уже сам применяет все ассимиляции, интрузии, потери взрыва. This is not for everyone — когда вы читаете эту фразу, у вас уже автоматически должен вставать звук [r] между for и everyone, потому что r озвончается между гласными. Когда вы достигнете такого уровня дзена, переходите к более быстрому темпу чтения, а затем к следующему этапу.

3. Устное изложение

Изложение — это пересказ текста своими словами. В нашем случае – устный.👅Начинайте с небольших и простых текстов. Например, идеально подойдет сборник смешных историй Хилла (L.A. Hill, Stories for reproduction). Читайте вслух, переводите, если нужно, уточняйте произношение отдельных слов, смотрите, что будет на стыках — в общем, всё, что было в чтении.

Но теперь вы делаете шаг «вверх по лестнице» — помимо фраз из текста вы будете использовать и собственные слова и фразы, и вам нужно будет на ходу правильно оформлять их фонетически. Вам не нужно будет особо отвлекаться на содержание – оно придумано автором за вас. И вам не надо искать слова в памяти – вы можете пользоваться лексикой из текста. С той разницей, что вы несколько упростите и укоротите текст, поменяете конструкции, опустите детали, что-то передадите своими словами.

Кстати, в этот момент вы как раз будете прокачивать навык «упрощения мыслей» и использования в речи той лексики, которая у вас есть. Получается, что изложение — это как бы говорение с опорой и уже частичками спонтанной речи. Более сложный вариант этого активити – пересказ эпизода фильма или серии любимого сериала.

Фрагмент из сборника рассказов Л.А.Хилла
Фрагмент из сборника рассказов Л.А.Хилла

4. Описание картинки или фото

Здесь никто за вас не говорит — вы говорите сами. Никто не дал вам текст – вы придумываете его тоже сами. Но вам не нужно думать, о чем бы сказать: вы говорите о том, что видите на картинке. Темп может быть любым – главное, успевать думать о содержании и применять фонетические умения одновременно.

Например. There is a cat in the picture. В одной этой фразе уже куча грамматики. Применение оборота There is когда где-то что-то есть, артикли, а также предлог in, а не on во фразе «на картинке».

Если говорить про фонетику, то тут всё тот же интервокальный [r] (There is — [ðeərɪz]), а также ассимиляция по месту преграды на стыке in the (звук [n] произносим уже с просунутым между зубов кончиком языка). По ритму: два знаменательных слова, на которых нужно сделать фразовое ударение (cat, picture), остальные слова «зажевать» (то есть, редуцировать). По интонации: первое ударное слово (cat) сделать максимально высоким по тону, на последнем слове сделать нисходящую интонацию, поскольку у нас утверждение.

И всё это должно происходить в голове автоматически, в силу навыков, которые вы наработали на предыдущих, более простых, техниках.

There is a cat in the picture
There is a cat in the picture

Если вам трудно сходу описать картинку, придерживайтесь плана:

  • Что вы видите
  • Какое оно внешне
  • Где это
  • Что оно делает (или что происходит)

Не забывайте выражать свое мнение и догадки через I think, I guess, I believe, maybe etc.

От простых картинок переходите к более сложным, где можно высказать много предположений о происходящем. Например, картинам на библейские сюжеты или работам импрессионистов.

Самые сложные варианты — это ваши собственные фото (например, из телефона). 📱 По ним вы можете сказать гораздо больше, потому что владеете обширной информацией по каждому пункту и способны выдать целую историю. Это уже максимально близко к спонтанной речи.

Описание собственных фотографий максимально близко к спонтанной речи.
Описание собственных фотографий максимально близко к спонтанной речи.

То же самое можно делать со скриншотами из просмотренных фильмов.🎬 Вы можете рассказать, что предшествовало этому кадру, дать психологическую характеристику героев и т.д. Конечно же, есть вероятность, что вы будете делать грамматические ошибки и пользоваться словарем. Но все же постарайтесь использовать ту минимальную грамматику, в которой вы уверены, и те простые слова, которые вы знаете и помните. Как я уже упоминала, умение пользоваться тем, что знаешь — главное умение человека, который бегло говорит на иностранном языке. К тому же, так значительно проще. Потому что когда вы смотрите в словарь и ищете там подходящее слово — у вас идет познавательный процесс, вы усваиваете информацию. А вам нужен другой процесс — продуцирования, выдачи информации. Одно отвлекает от другого, поэтому смешивать их не нужно. Сосредоточьтесь на продукции.

При этом вы можете фиксировать (по-русски) в блокноте те фразы, которые вам понадобились в процессе рассказа и которых не было в голове. 📝 После того, как вы закончили говорить, посмотрите их в словаре и запомните, а лучше запишите в тот же блокнот. На следующий день (или в следующий заход) закрепите результат: опишите эту же фотографию, но уже используя те самые слова и фразы. Так вы не только спикинг будете тренировать, но и расширять словарный запас. В идеале еще записывать свои аудио или видео, а затем «выслушивать» ошибки произношения, подмечать неточности интонации, исправляться и записываться снова. ⛏

5. Проговаривание собственных действий

Можно время от времени задавать себе вопрос: what is happening now? И самостоятельно отвечать на него, например: I'm at home. I'm sitting in the kitchen and watching a video. My husband is standing by and eating his salad.🥗

Очень хорошо комментировать свои действия, когда вы убираетесь в квартире или готовите. Представьте себя блогером, который по-английски рассказывает на камеру, что он делает и зачем. Не обязательно громко и с выражением – если не хотите привлекать к себе внимание, можно тихонько мурлыкать под нос или вовсе проговаривать всё про себя.

Если всё делать упорно и методично, то однажды, оторвавшись от сковороды с шипящим стир-фраем, вы вдруг с изумлением скажете: I can speak English fluently!🎉

Итак, чем хороши эти техники.

1. Вместе с произношением они прокачивают и лексику, и грамматику, и навык быстрого подбора слов.💪

2. Они делают это постепенно – от простого повторения за актерами и дикторами до перехода к собственной речи. 🗣

3. Они не требуют дополнительных людей, установки приложений и регистраций на сайтах.🎈

4. Они не скучные и позволяют задействовать эмоции. А где эмоции — там внимание. А где внимание — там эффект и результат.💎

Успехов! 🖐

Пение
3339 интересуются