30 сентября Православная Церковь прославляет подвижнические труды святых сестер-мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Издревле на Руси это был один из любимейших народных праздников, который иногда называли Всесветными бабьими именинами, и которому было приурочено немало различных примет и обрядов.
ПОДВИГ СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ
Эти подвижницы прославили свои имена в правление императора Адриана, торжественно вступившего на Римский престол 11 августа 117 года.
Знатная и благочестивая италийка София была вдовой, воспитывающей троих дочерей.
Жизнь она вела весьма благоразумную, что вполне сочеталось с ее именем, означающим «Премудрость» - то есть качество, о котором апостол Иаков говорил так: «А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна» (Иакова 3:17).
Дочерей своих мудрая София назвала именами главных христианских добродетелей: Веры, Надежды и Любви. Воспитывая девочек в благочестии, она с юных лет приучала их угождать Творцу милостыней, постом и молитвой, проявляя притом добродетели, которые заключены были в их именах.
По мере взросления дочерей Софии расцветали в них и подвижнические качества.
Сестры хорошо знали Писание и были усердны в чтении, молитве и домашних трудах. При этом они отличались величайшим благоразумием и были прекрасны видом. Настал день, когда слух об этом знатном и благородном семействе дошел до императорского наместника Антиоха, наблюдавшего за соблюдением имперских законов в тех краях, и он пожелал немедленно их увидеть.
Встретившись с наместником, подвижницы не стали скрывать, что являются последовательницами Христова Учения, отвергающими идолопоклонство. Узнав о том, Антиох известил о них правителя Адриана, который тотчас призвал эту семью к себе.
Но и грозного императора София и дочери ее не устрашились. Представ пред ним, они также открыто исповедовали Христа. Некоторое время, пока правитель знакомился с обвинительными актами, они жили в доме знатной римлянки Палладии, где София, пользуясь временем, всячески старалась укрепить решимость дочерей не жалеть своей плоти ради Искупителя и подготовить их к будущему мученическому подвигу.
Через несколько дней семья предстала пред судом.
Император увещевал их поклониться римским идолам и признать этих бесов властителями Вселенной. Он сулил праведницам почет и свое покровительство, но боголюбивые угодницы отказались от земных благ ради сокровищ Царства Небесного.
Тогда Адриан решил сломить их поодиночке.
Он призвал двенадцатилетнюю Веру и стал принуждать ее принести жертвы богине Артемиде. Когда же отроковица отказалась от этого нечестивого дела, ее подвергли избиению и пыткам. Веру возлагали на раскаленную плиту и опускали в кипящий чан со смолою и маслом, - но ничто не вредило девице. И тогда правитель повелел отсечь непреклонной подвижнице честную главу.
Ее сестру Надежду также принуждали возложить жертвы на алтарь капища Артемиды. Адриан рассчитывал, что устрашенная казнью сестры, эта десятилетняя отроковица последует его увещеванию. Однако Надежда смело отвечала императору, что она - сестра казненной им праведницы, вскормленная молоком той же матери и воспитанная теми же премудрыми наставлениями, а потому ее думы, поступки и желания такие же, как и у сестры ее Веры, стойко претерпевшей все истязания. Вторая сестра заверила притом судий, что и сама пойдет по ее следам.
Рассвирепевший правитель, слыша столь смелые речи, приказал избить девочку, а затем бросить ее в огонь. Но пламя не вредило Надежде: она не чувствовала боли, а страшные раны на ее теле источали благоухание. Надежда обличала царя и предрекала ему вечную муку от демонов, которых он почитал за богов. Не желая переносить позор, Адриан осудил и эту несгибаемую в своей приверженности отроковицу на усечение мечом.
Также и третью из сестер, девятилетнюю Любовь, мучитель пытался вначале ласкою заставить отступить от Распятого Спасителя. Но старания его и на этот раз оказались бесплодны: соблазнительные речи не загасили в сердце младшей из сестер любовь к Предвечному Владыке. Она отвечала властителю словами апостола: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Римлянам 8:35).
Младшая из сестер также была подвергнута истязаниям: от избиений плоть ее «покрыта была кровию, яко багряницею», а затем для нее приготовили огненную печь. Но огонь не вредил девочке. Наоборот, взметнувшееся из печи пламя опалило присутствующих, а некоторых и вовсе пожгло в пепел. Опалило и императора, и тот в гневе приказал немедленно усечь честную главу Любови мечом.
Несчастная же София, все это время вынужденная безропотно наблюдать за истязаниями любимых дочерей, положила честные тела их в дорогой саркофаг и, выехав за город, погребла детей своих на высоком холме.
Через 3 дня, не отходя от этого места и беспрестанно взывая о милости к Царю Небесному, она и сама почила о Господе. Местные христиане погребли ее вместе с отроковицами-мученицами. С тех пор святую Софию также принято почитать мученицей, поскольку пусть и не плотью, но душою и сердцем она также пострадала за Искупителя, принеся в жертву самые драгоценнейшие сокровища - троих своих добродетельных дочерей.
ИСТОРИЯ МОЩЕЙ ЭТИХ СВЯТЫХ УГОДНИЦ
По свидетельству пресвитера Иоанна Медиоланского первоначально святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София были погребены на холме, находящемся в 18-ти верстах от Рима.
В более позднем документе V-го века из архива папы Григория I – «Notula oleorum» («Описание масел»), содержащем список ампул с лампадным маслом от гробниц различных угодников Божиих, принадлежавших лангобардской королеве Теоделинде, указано, что гробницы святых Пистис, Елпис, Агапи (это эллинские имена святых отроковиц) и Софии находятся в крипте на кладбище святого Панкратия, на Аврелиевой дороге. Оттуда мощи впоследствии перенесены были Римским папой Павлом I в церковь св. Сильвестра на Марсовом поле.
В VIII-м столетии часть мощей была дарована обители святой Иулии в итальянской Брешии.
В 777-м году мощи мучениц епископ Страсбургский Ремигий перенес из Рима в город Эшо. Эльзасский город Эшо, название которого означает «Ясеневый остров», с той поры стал главным местом почитания святых подвижниц. В эльзасскую церковь святого Трофима до сего дня со всех уголков мира стекаются христиане различных конфессий для поклонения.
Однако следует знать, что в период Французской революции приход этот был разрушен: в нем разместили трактир с винным погребом. Мощи же угодниц были уничтожены сторонниками Дантона, Марата и Робеспьера. В наши дни в восстановленном храме находится лишь частичка мощей святой Софии, но мощей ее дочерей – мучениц Веры, Надежды и Любови там нет.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ МУЧЕНИЦАМ ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ, ЛЮБОВИ И МАТЕРИ ИХ СОФИИ
Этих святых подвижниц, вопреки довольно распространенному среди невоцерковленных людей поверью, приравнивающих добродетель христианской любви к «любви» плотской, просят совсем не о замужестве и не о браке по любви.
К ним обращаются в минуты крайнего отчаяния, когда дух человека слаб, и не хватает физических и душевных сил терпеть попущенные искушения.
К ним обращаются в минуты крайней скорби. Традиционно в России церкви и часовни в честь этих мучениц воздвигают в особых местах - там, где людям живется труднее всего, и где помощь подвижниц особенно им нужна. Например, в тюрьмах, в приютах, в детских онкоцентрах. Часовни, посвященные этим святым, воздвигают при кладбищах и на памятных местах, где некогда совершались многочисленные репрессии.
А еще есть документально подтвержденные свидетельства, что по искренним прошениям этим Божиим угодницам выносились оправдательные решения суда.