Найти тему

Почему богатые русские купцы и промышленники давали деньги на революцию?

«Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках, льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему пришито. Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровском рынке или на Пресне, он ест требуху в дешевом трактире, вприкусочку пьет чаек с черным хлебом. Мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее. Его не смущает, каким товаром ему приходится торговать, торгуя разным. Сегодня иконами, завтра чулками, послезавтра янтарем, а то и книжечками. Таким образом он делается «экономистом». А там, гладь, у него уже лавочка или заводик. А потом, поди, он уже первой гильдии купец. Подождите- его старший сынок покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: «Самодур…»

А самодуры тем временем потихоньку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов по всей Москве.»

Вот такую точную и красивую характеристику дал купцам-меценатам Федор Иванович Шаляпин.

Купечество глазами художников
Купечество глазами художников

Щукины, Морозовы, Кузнецовы, Бахрушины , Рябушинские, Мамонтовы – фамилии богатейших промышленников, смекалистых русских мужиков , сумевшие сколотить капитал. Новый тип промышленной аристократии начал зарождаться при Петре I. Эти люди не могли похвастаться заслугами на поле боя, не обладали талантами художников, писателей, музыкантов, но это были самобытные личности, с именами которых связаны добрые дела и огромное культурное наследие. Создавали не только капиталом, но и жаром своей души. А мы, если и вспоминаем, ну разве только, что Павла Третьякова, подарившего Москве художественную галерею. А ведь Третьяков отказался от дарованного ему дворянства, заявив: «Купцом родился, купцом и умру».

Но, вот, что удивительно, именно богатейшие купцы и промышленники стали «спонсорами» революции, жертвовали огромные деньги на свержение самодержавия. Вместе с самодержавием полетели и их головушки. В один миг стали они эксплуататорами и кровопийцами, потеряли состояние и вынуждены были бежать из России. Так в чем причина? Ведь умные люди были.

Большинство купцов и промышленников были старообрядцами, или как их еще назвали «раскольниками». Русское православное общество раскололось при патриархе Никоне в 1650-1660 годах. Часть верующих отказалось принять церковную реформу. Православные раскольников не убивали, старообрядцы в большинстве своем Россию не покидали, но новую веру принимать отказывались категорически. Известны случае самосожжения целых деревень, когда их насильно пытались заставить принять новые правила, сажали в темницы.

Василий Суриков "Боярыня  Морозова"
Василий Суриков "Боярыня Морозова"

Петр I относился к раскольникам довольно равнодушно: «Пусть платят двойную подать и крестятся хоть ногою» - считал «царь- труженик».

Против чего протестовали, за какие грехи их называли виновными в расколе русской православной церкви? Сами старообрядцы никогда не назвали себя раскольниками, только христианами, от православия они никуда не уходили. При патриархе Никоне произошло редактирование Священного Писания, заменено двухперстное крестное знамение на трехперстное и «Аллилуйя» в конце молитвы стали произносить три раза, о не два. Для нас, совершенно непонятно, ради чего враждовать-то.

-3

Но вот староверы считали иначе. Реформу не приняли, молились и жили как их предки, сохранили традиции, отступать от которых даже под пытками не собирались. Поэтому были вынуждены переселяться в другие места и жить общинами. Люди они были трудолюбивые, многодетные семьи жили по строгим правилам. Каждый день начинался и заканчивался молитвой, воровство и обман считались смертным грехом. Дал слово- держи. Пьяниц не было.

Семья старообрядцев
Семья старообрядцев

Помогали друг другу. Основатель «Торгового и промышленного дела Рябушинских», из обычного торговца, женившись выгодно на старообрядке и приняв эту веру быстро пошел в гору. Мужиком был оборотистым и смысл жизни своей видел в процветании и развитии дела. У старообрядцев была община, что-то вреде банка, где единоверцы могли получить стартовый капитал. Дела их процветали, так как они имели репутацию самых честных торговцев, с ними надежно было иметь дело, они держали слово, не воровали и не обманывали, также были обязательны не скупиться и на «благие дела», для спасения души.

Доступ к деньгам и поддержка общины делали свое дело. Оборотистые купцы и промышленники быстро богатели. Вот как писал Островский в своих «Записках замоскворецкого жителя» о купце-старообрядце: «Как он сделался богатым, этого никто решительно никто не знал. Самсон Савич был простым набойщиком в то время, как начали заводиться у нас ситцевые фабрики; и вот в несколько лет он миллионщик».

В 1896 году известный промышленник Савва Морозов на промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде подносил государю хлеб-соль. Его супруга Зинаида Григорьевна явилась на встречу с императорской четой в платье значительно превышающего стоимость туалета императрицы, да и бриллианты у супруги миллионщика был покрупнее. Дерзость? Безусловно. Но, потомки гонимых староверов и крепостных особого трепета перед царской семьей не испытывали.

Дом капиталиста  Морозова
Дом капиталиста Морозова

К середине XIX в руках буржуазии в России сосредоточилось 60% капитала империи. Но дети старообрядцев не могли войти в политическую элиту, старообрядцы, имея огромные капиталы не имели возможности участвовать в официальной общественной жизни. И тут еще в страну хлынул иностранный капитал, что очень обрадовало аристократию, но никак не купцов и промышленников. А промышленники, владеющие миллионами, не имели никаких политических прав и бороться за свое существование могли только нелегально. Вот и спонсировали тех, кто выступал за изменения, надеясь в результате этой борьбы получить права и свободы. Надеясь на то, что после свержения самодержавия к власти придут люди капитала. И буржуазную революцию 1917 года восприняли с восторгом. Но произошло, то, что произошло, неожиданный поворот для самих сторонников перемен. К власти пришли большевики, которые отменили все религии.

Желание промышленников и купцов начала XIX исполнится, не пройдет и ста лет, как к власти придут люди с Большим Капиталом. В народе назовут их олиграхами, но будут они не строить , а ломать, не верить ни в Бога ни в Черта, о честном слове забудут. Из страны вывезут все,что создано было не ими, в том числе и произведения искусств. Да и капиталы свои они не заработают, а украдут, захватят силой или обманом. Вот и правду говорят, "бойтесь своих желаний".