На войне часто случается, что от действий одного человека (или группы лиц) зависит исход боя.
Истории известно немало случаев, когда опытные решительные командиры принимали единственно правильное решение и выводили отряд из огня, успешно отражали атаки и переходили в наступление.
Но были и такие случаи, когда по трагической ошибке погибали и попадали в плен товарищи.
Полностью доверяя командованию, они открывали свои позиции вражескому огню, часто даже не понимая, почему это произошло.
Шел 1943 год
Весна на Кубани выдалась теплой, радующей, как в мирное время. Победа под Сталинградом преломила ход войны, и русские шли в наступление, предвкушая радость победы.
Командование советских войск поставило перед вооруженными частями задачу: всеми силами завоевать господство в воздухе над военно-воздушными силами Германии (Люфтваффе).
Русские и немецкие воздушные силы вели ожесточенные сражения в небе над Кубанью.
Советское командование определило цели и задачи: вытеснить вражеские ВВС с захваченного ранее плацдарма, расположенного на Таманском полуострове.
Пехоту, артиллерию и танки немецкие самолеты постоянно «прижимали к земле», вылетая ежедневно на задание в количестве 20 – 60 машин.
Таким образом, надо было решительно завладеть инициативой и вырвать преимущественные позиции у фашистских Люфтваффе.
Для этих целей было решено поднять в воздух Третий истребительный корпус, сформированный в 1942 года.
В состав корпуса, предназначенного для завоевания господства в воздухе, входили двести новых самолетов-истребителей, ЯК-9 и ЯК-1Б.
Пилотировали новые машины неопытные старшие сержанты, которые по ускоренной программе осваивали летную технику.
С Дальнего Востока был прислан командирский состав, который не был знаком с местностью, и практически не имел никаких навыков ведения воздушного боя.
Третий ИК срочно был отозван из Воронежа и переброшен на Кубань, двести истребителей по приказу командования прибыли в расположение указанной летной части.
Пилоты ознакомились с маршрутом (по предписанию боевые истребители должны были вылететь в Ростов-на-Дону), а впереди эскадрильи должны были лететь ведущие самолеты-лидеры.
Указанный маршрут должны были хорошо знать пилоты ведущих машин, для этих целей должны были отобрать лучшие экипажи.
Но вместо них на вылет направили неопытных стажеров, которые не были знакомы с маршрутом.
Руководство не приняло во внимание даже то, что новички-штурманы во время учения демонстрировали непрофессиональные подходы к решению поставленной задачи.
Трагедия под Таганрогом
17 апреля 1943 года по трагической ошибке штурмана Каримова и летчика Зотова советская эскадрилья зашла на посадку на немецкий аэродром.
В тот момент немецкой техники на площадке не было, и наши самолеты стали «садиться».
В ответ на такой маневр фашисты растерялись, но эта растерянность продолжалась недолго. Когда три наших самолета-истребителя стали приземляться, немцы открыли зенитный огонь.
Не имея полного боекомплекта (они должны были получать боекомплекты в Ростове-на Дону), остальные наши истребители никак не могли помочь погибающим товарищам, и по сигналу начали «уходить».
Некоторые источники информируют, что истребители вообще не имели снарядов.
Как гибли и попадали в плен лётчики
Три зашедших на посадку истребителя не могли взлететь вновь, так как уже выключили двигатели при заходе на посадку.
Пилоты должны были сделать выбор – сдаться в плен или погибнуть.
Спрятавшись за колесо машины, командир эскадрильи Егоров попытался отстреливаться от фашистов, но не смог долго вести бой и пал от пуль противника.
Старший лейтенант Иван Единрохов, заместитель командира эскадрильи, погиб в загоревшемся на взлетной полосе самолёте.
Офицер Горбунов был взят в плен и, позже, воюя на стороне фашистов погиб.
Летчик Добытеев попал в плен, выбравшись из горящего самолета.
В течение дня он прятался в тылу врага, но был пойман. Фашисты отправили парня в концлагерь.
В 1945 году его освободили наши войска. Четыре истребителя прилетели на свой аэродром, куда и была изначально направлена эскадрилья, в Ростове-на-Дону.
Новый Як-1Б остался у немцев, хотя советское командование и предприняло неудачную попытку уничтожить его.
Фашисты надежно спрятали русскую боевую машину.
Предатель обнаружил себя
На этом русском самолете фашисты вылетали в небо, и открывали огонь по нашим истребителям, пилоты которых не могли распознать вражеский самолет по внешнему виду.
Чтобы выявить врага в русском самолете, командир приказал целый день не вылетать в воздух. Немцы об этом знать не могли, взлетевший в небо «оборотень» обнаружил себя и был уничтожен.
Кто ответил за ошибку?
Зотова и Каримова судил военный трибунал. Некоторые руководители были понижены в должности, им объявлен выговор.
Русских героев, Егорова и Единрохова фашисты похоронили на кладбище в Таганроге со всеми почестями, так как были восхищены мужеством и отвагой наших ребят.
А мы гордимся вами, вечно молодые герои.
И будем хранить о вас память.
⚠Поддержите канал - не забудьте нажать "подписаться". Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников