Крайне занимательную статистику нашёл я на прошлой неделе. Её авторами стали товарищи из Ассоциации Российских автомобильных дилеров.
Уже весь российский сегмент интернета облетели картинки из их презентации, где хорошо видно, что без налогов и сборов китайский седан Jetta VA3 стоил бы в России на 623 000 рублей с копейками дешевле.
И это без учёта доставки, интереса поставщика и дилера. И если убрать или уменьшить те самые налоги и сборы, то ценник бы на этот седан упал со среднего в 2 257 000 рублей до примерно 1 700 000 рублей или ещё ниже.
Впечатляет, не правда ли? Но это ещё не всё. Была у РОАД в той презентации и другая занимательная статистика.
Например, они посмотрели, насколько сложнее или проще среднему россиянину купить новую машину было 10 лет назад и сегодня.
А я от себя хочу ещё добавить данные по СССР. Если говорить простыми словами, то мы посмотрим, сколько нужно средних зарплат на покупку новой или подержанной машины.
В разные исторические периоды. Интересно? Готовы узнать? Тогда начинаем!
Когда было проще купить машину в России: сегодня, 10 лет назад или во времена СССР?
В принципе, за меня всё может рассказать картинка, которую я прикрепил ниже. Она наглядная, но давайте ещё раз всё проговорим. Кроме того, на ней нет данных по Советскому Союзу.
Что же получается?
В 2013 году при средней зарплате в 32 495 рублей средняя цена нового автомобиля составляла 906 900 рублей, а на подержанный тратили 350 000 рублей. Чаще всего, по крайней мере.
Выходит, что тогда требовалось отдать 27 зарплат за новенькую машину и 10 за «повозку» с пробегом.
В 2023 году средняя цена новой машины составляет уже 2 680 000 рублей. Увы, даже при средней «получке» в 70 000 рублей требуется уже 38 зарплат, чтобы скопить на машину.
И это при том, что человек не должен тратиться на еду и одежду. Вот только не надо мне писать, что у вас зарплата заметно ниже 70 тысяч. Возможно, но мы же берем официальную статистику. Другой у нас нет.
Средняя стоимость «бэушки» сегодня составляет 1 300 000 рублей. На неё уже требуется не 10, а 18 зарплат.
Но здесь есть нюанс. Статистика РОАД уже успела устареть за пару месяцев. Ведь прямо сейчас средняя стоимость новой машины выросла уже до 3,1 миллиона рублей.
Получается, что нужно уже не 38 зарплат, а 45 «получек»!
А как было в СССР?
Мы можем сделать примерные расчёты. Если принять, что в 1985 году стоимость Жигулей плавала (в зависимости от модели) с 6500 до 9000 рублей, а зарплата была в районе 200 рублей, то для покупки новой легковушки требовалось отложить 32-45 зарплат.
Какой же вывод?
Наши скромные подсчёты показывают, что уже сейчас россиянам стало сложнее накопить на машину, чем при СССР. Мы находится на самом краешке того уровня. И скоро точно перешагнём, потому что нам обещают очередные подорожания осенью и в следующем году.
Если всё так пойдёт и дальше, то заветный китайский кроссовер, на который накопил дед, будут передавать из рук в руки. От деда к внуку. Вот только проживёт ли этот кроссовер столько?
Советую посмотреть:
Средняя цена новой машины превысили 3 млн рублей. А россияне мечтают о новой «семёрке» за 350 тысяч
До конца года машины подорожают ещё на 30%. Когда же это уже закончится?
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.