Речь пойдет о мониторах типа «Робертс» и «Эберкромби» (пишу уже по-русски, в установившейся традиции написания, устал переключать язык). Их принято считать однотипными, хоть это и не совсем так.
Первый монитор этой серии «Roberts» вышел на приемо-сдаточные испытания 26 октября 1941 года (командир cpt. Loveband). На мерной миле он показал скорость 13,2 узла (при плановых 12 узлах). Было выполнено по два выстрела каждым из орудий (включая 102-мм орудия), по 30 выстрелов малокалиберной артиллерией. 13 ноября корабль покинул Клайдбэнк, чтобы подготовиться к долгому переходу на Средиземное море. Пока он был один, но на соединение с ним шел ветеран Первой Мировой «Эребус».
В принципе, планировалось, что «Робертс» будет работать на пару с монитором «Террор». Но есть нюанс. «Террор» был 23 февраля 1941 года был потоплен немецкой авиацией, «Эребус» был еще далеко, он пришел только в октябре 1941 года, в связи с чем срочно вновь вернулись к идее строительства второго однотипного монитора.
Почему «вновь вернулись»? Второй монитор планировалось построить ещё летом 1940 года, но тогда это было сочтено не срочным, и заказ был отменен. После потопления «Террора» срочно вернулись к этому заказу, но при этом, было решено «улучшить» проект.
В июне 1941 года последний командир «Террора» коммандер Генри Хейнс составил список предложений по улучшению корабля на основе своего опыта командования погибшим монитором. Мечты его простирались достаточно далеко. Он хотел бы получить 18-узловую скорость хода и, дальность стрельбы главного калибра 48 000 ярдов (44 км), для чего предлагал увеличить угол возвышения орудий до 50 градусов. А, еще хотел и собственную гидроавиацию в виде двух самолетов на катапульте для корректировки стрельбы.
Естественно, на это никто не пошел, ибо слишком дорого. Однако часть более скромных предложений — типа утяжеления кормового якоря или увеличения запасов пресной воды — могла быть учтена. Итоговый список основных изменений включал в себя следующие пункты:
- главный калибр 381-мм орудия Mk.I;
-увеличенная на 1 дюйм толщина бронепалубы над силовой установкой;
-круглый и более низкий барбет;
-синхронизированные с директором зенитной стрельбы силовые приводы 102-мм пушек и «пом-помов»
-расширенная для удобства размещения 102-мм пушек палуба надстройки
-дополнительные танки для пресной воды и увеличенные провизионные кладовые
-два дизель-генератора по 150 кВт вместо двух по 60 кВт при сохранении двух турбогенераторов по 200 кВт;
-увеличенное число шлюпок;
-увеличенная по высоте дымовая труба (для улучшения тяги)
Беда была в том, что за 20 лет не было произведено ни одной башни под орудия калибра 15 дюймов (381 мм), но в Чатэме хранилась ещё одна башня, изготовленная для линейного крейсера «Фьюриес», которую хотели поставить на монитор «Маршал Ней». Поскольку «Нея» давно списали, башню отправили в Элсвик для модернизации.
Монитор был заказан 4 апреля 1941 года компании «Виккерс-Армстронг» в Ньюкасле вместо замороженного нового линкора «Лайон», а закладка состоялась 26 мая. Строительство велось по переданным «Джон Браун энд Компани» копиям чертежей «Робертса», а изготовление силовой установки передали фирме «Парсонс».
А, пока, первый корабль в этой серии, «Робертс», в октябре 1941 года «Робертс» соединился с «Эребусом». 1 декабря мониторы покинули Лох-Фойл и отправились окружным путем, так как небольшая скорость кораблей в условии превосходства противника в воздухе делала невозможной переброску коротким путём через Средиземное море. Маршрут пролегал через Азорские острова, через Фритаун и Пуэнт-Нуар в Саймонстаун (куда корабли прибыли 11 января).
Обстановка требовала скорейшего прибытия на Средиземное море, но «Робертс» был вынужден задержаться в Дурбане для ремонта котла, вышедшего из строя на переходе.
Пока шел ремонт английские войска отошли и Суэц оказался под ударом немецкой и итальянской авиации. «Робертс» встал в качестве плавбатареи в 4 милях от входа в канал. Потом, когда его вахта закончилась, он на время ушел по каналу в Красное море, после чего стал в Дурбане в док, т.к. за время стояния в южных морях сильно оброс, и нуждался в чистке днища (шлейф водорослей достигал метра).
8 ноября 1942 года началась высадка союзников в Африке, известная под названием «операция Факел» (Operation Torch).
Французские колонии в Северной Африке подчинялись законному правительству Франции, (которое сейчас принято называть «Режим Виши»). Законному, ибо 10 июля 1940 года (уже после разгрома Франции) Национальное собрание передало властные полномочия маршалу Анри Петену (которого потом, в 1944-м французы обзывали Пютеном). Союзников же не устраивал этот расклад, ибо «законное правительство» было лояльно Германии. А, потому, дабы оторвать колонии от остатков Франции, союзники начали операцию «Факел».
Начало операции оказалось не очень удачным, и монитор просто стоял у берега. Не открывая огня. На его участке, первая попытка высадки не удалась. «Эскадра высадки - цель «жирная», приметная, и противник не заставил себя ждать.
Во второй половине дня последовали атаки немецких бомбардировщиков из эскадр KG 54 и KG 26, и итальянцев из 105-й и 130-й групп торпедоносцев. По результату, потеряв пять «Юнкерсов» Ju 88, один «Хейнкель» He 111, три итальянские «Савойи-Маркетти» SM.79 и разведывательный «Кант» Z.1007bis, они смогли поразить 500-кг бомбой британский эсминец «Кодрай» и торпедировать американский армейский транспорт «Лидстаун», выведя из строя руль. Монитору пока везло (ключевое слово «пока»).
На следующий день, когда монитор бросил якорь в самой гавани Алжира, налёты вражеской авиации продолжились. Но и на сей раз сработала достаточно приличная зенитная артиллерия.
10 ноября В 16:00 «Робертс» вышел из Алжира, сопровождая тихоходный конвой с войсками для высадки в Бужи (ныне Беджайя) и захвата аэродрома в Джиджели. И опять пришлось отбивать авиационные налеты.
В 17:15 монитор был атакован тремя бомбардировщиками с кормы и носа одновременно, сбросившими с пикирования под углом 30° с высоты 300 метров 500-кг бомбы. Одна упала в 6–9 метрах от левого борта, напротив котельного отделения, затопив два отсека буля и вызвав крен в 3°, зато две другие поразили сам корпус монитора.
Первая бомба попала в верхний край пояса левого борта напротив машинного отделения, прогнула броню на 250 мм на площади 3 м², оставив пробоину в обшивке борта диаметром около 2х2 метра и полуметровую дыру в верхней палубе. Взрыв вызвал затопление двух внутренних отсеков буля, разрушил корабельную канцелярию и вызвал пожар. Вторая бомба, ударившая за трубой по правому борту, была остановлена броневой палубой, но разрушила верхнюю палубу на участке 3х4 метра, выведя из строя вентиляцию машинного отделения и перебив осколками пожарную магистраль.
Из строя вышли турбогенераторы, дымовая труба была повреждена, также пострадали запасы воды и провизии. Временно вышли из строя РЛС, дальномеры и размагничивающая аппаратура, экипаж потерял 17 человек убитыми и 35 человек ранеными.
Кораблю удалось прийти в порт, но 14 ноября он вновь был атакован двумя торпедоносцами. На сей раз торпеды прошли мимо (повезло).
1 декабря «Робертс» покинул гавань Бужи и ушёл в Алжир, откуда вышел в Гибралтар для ремонта. 6 января монитор пришвартовался в Ливерпуле, где встал в ремонт, так и не сделав ни одного выстрел своим главным калибром. Ремонт был не очень долгим, он продолжался до конца мая 1943 года. К этому времени «родился» его брат (но о нем отдельная история)