Найти в Дзене
Евгений Горохов

Упреждающий удар Сталина.

Руководитель Секретного отдела ЦК ВКП (б) Иван Павлович Товстуха. Именно он руководил личной разведкой Сталина.
Руководитель Секретного отдела ЦК ВКП (б) Иван Павлович Товстуха. Именно он руководил личной разведкой Сталина.

До Февральской революции 1917 года Иосиф Сталин значительное время провёл в тюрьмах и ссылках. Между арестами он налаживал работу большевистских подпольных организаций. Опыта в конспирации у Сталина был значительно больше, чем у Троцкого, Каменева, Зиновьева и Бухарина. Те до Февральской революции сидели в эмиграции. Когда в двадцатых годах среди партийного руководства большевиков началась борьба за власть, Иосиф Сталин решил, что ему нужна личная разведка. В январе 1926 года в ЦК ВКП (б) был создан Секретный отдел. Возглавил его Иван Павлович Товстуха. Он собирал для Сталина информацию о его соперниках. В 1930 году Сталин решает «зашифровать» Товстуху. Иван Павлович назначается заместителем директора института Маркса-Энгельса-Ленина. Якобы занимаясь изучением биографии Ленина, он встречается с его соратниками по эмиграции: Бухариным, Зиновьевым, Каменевым. Те не скрывали неприязни к Сталину. Они прозрачно намекают, что скоро Сталину придёт конец. В ходе бесед со «старыми ленинцами», Товстуха выходит на Михаила Томского, который служит связным между заговорщиками и наркомом внутренних дел Генрихом Ягодой.

В августе 1935 года Иван Товстуха умер от туберкулёза, и разведку Сталина возглавил член Комиссии партийного контроля ЦК ВКП (б) Пётр Николаевич Поспелов.

В декабре 1934 года произошло событие, которое могло стоить Ягоде поста наркома НКВД: в Ленинграде убили первого секретаря обкома ВКП (б) Сергея Кирова. Ягоде нужно было показать свою работу, и в январе 1935 года ГУГБ НКВД СССР начинает следствие по делу «Московского центра». Арестовали Льва Каменева, Георгия Зиновьева и ещё полтора десятка человек. Пристегнули к этому делу Ивана Смирнова, доставив его в Москву из Суздальской тюрьмы. Суд по делу «Московского центра» закончился в декабре 1935 года, всем обвиняемым дали по десять лет заключения. Ягода решил переключить внимание Сталина на этих людей, как главных заговорщиков, и в январе 1936 года ГУГБ начинает следствие по делу «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра» с этими же обвиняемыми.

«Вот она фабрикация НКВД! Троцкого уже семь лет как выслали из СССР!» - в благородном негодовании воскликнет либерал. Однако подождём возмущаться.

Лев Троцкий с 1932 года жил в Дании, потом перебрался во Францию, где прожил до 1934 года. Оттуда уехал в Норвегию. В 1932 года Иван Смирнов будучи в командировке, в Берлине встречался со Львом Седовым, сыном Троцкого. Они обговорили способы контакта. ГУГБ НКВД не могло без внимания оставить Троцкого живущего за границей, в его окружение был внедрён Марк Зборовский. Ягода регулярно получал от него донесения о контактах Троцкого со своими единомышленниками в СССР. Другое дело, что Ягода до поры, до времени не реализовывал информацию Зборовского. В начале 1936 года нарком внутренних дел решает пожертвовать Каменевым, Зиновьевым, Смирновым и прочими. Началось новое следствие. В историю нашей страны это дело вошло как «Первый московский процесс». Проходил он в августе 1936 года. Во время процесса с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым встречается член Комиссии партийного контроля ЦК ВКП (б) Пётр Поспелов. После этого рандеву, неожиданно для всех, 18 августа 1936 года, Зиновьев и Каменев заявляют, что многие участники антигосударственного заговора остались на свободе. Они называют Михаила Томского, как активного участника антигосударственного заговора. Судебный процесс был открытым, и 20 августа в газете «Правда» появляется статья о причастности Томского к антигосударственному заговору. Прокурор СССР Андрей Вышинский заявляет, что необходимо начать расследование по вновь открывшимся обстоятельствам.

То что произошло 18 августа 1936 года на Первом московском процессе, было неожиданностью для всех. Генрих Ягода сообразил: начни Томский давать показания, тут же выявится причастность к заговору наркома НКВД. Но на этом проблемы Ягоды не заканчивались. Начальник 7-го отдела (внешняя разведка) ГУГБ НКВД СССР Абрам Слуцкий получал от берлинской резидентуры донесения о наличия антиправительственного заговора в СССР. Ягода как мог, отмахивался от сообщений Слуцкого, но сейчас, прочитав статью о Томском, Абрам Слуцкий может решить, что и Ягода причастен к заговору. Нарком НКВД требует от начальника 7-го отдела ГУГБ Слуцкого, чтобы берлинская резидентура собрала более подробную информацию об участниках антиправительственного заговора в СССР. О работе советской внешней разведки интересно написано в книге Евгения Горохова «Познавшие истину». Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/

Неизвестно, как Генрих Ягода собирался решить проблему Томского, события опередили его, однако, об этом в следующей статье.