Все знают, что у группы Led Zeppelin, помимо логотипа и дирижабля, существует еще один отличительный знак - 4 таинственные руны, каждая из которых соответствует одному из ее участников.
Впервые данные руны появились в 1971 году на внутреннем вкладыше четвертого альбома Led Zeppelin. Так как название альбома, ровно как и какие-либо другие надписи, на обложке отсутствовали, 4 руны стали единственными опознавательными знаками пластинки. Такой шаг был очень рисковым, однако впоследствии это пошло лишь на пользу: загадочные символы стали ассоциироваться не только с альбомом 71 года, но и со всей группой в целом, создав вокруг нее особый магический ореол.
Позже 4 руны стали активно использоваться на выступлениях Led Zeppelin: изображения символов наклеивались на гитары, барабаны, усилители и нашивались на одежду.
Идея включить в оформление безымянного альбома необычные знаки принадлежала Джимми Пейджу. Из всей группы он больше всех интересовался оккультизмом и черной магией, поэтому решил обзавестись собственным символом, а заодно предложил сделать то же самое остальным участникам группы. Пейдж и Роберт Плант придумали свои знаки самостоятельно, а Джон Пол Джонс и Джон Бонэм не стали заморачиваться и выбрали уже готовые из "Книги знаков" Рудольфа Коха, предложенной Пейджем.
Фактически до записи четвертого альбома, всех этих рун еще не существовало, поэтому больше всего они связаны именно с ним. Однако недавно меня посетила одна мысль: рун у Led Zeppelin четыре, и первых номерных альбомов тоже четыре. Но есть ли между ними связь? Что если каждая из рун соответствует не только одному участнику группы, но и еще одному из первых альбомов?
Важно сказать, что это лишь мои догадки, поэтому как истину эту информацию воспринимать не стоит. Может быть, вообще такие рассуждения ошибочны и не имеют никакой связи с реальностью. Однако поразмышлять над этой темой очень интересно. Так что давайте попытаемся установить, какая из рун, а, соответственно, и участник группы, больше подходит тому или иному альбому.
Иными словами, кто из Led Zeppelin больше всего отличился на конкретном альбоме так, что этот альбом можно назвать именно его именем и его руной.
Led Zeppelin I
Первый альбом отнесу к барабанщику Джону Бонэму. Да, в свое время Led Zeppelin I стал революционным альбомом, всколыхнувшим всю рок-музыку, на котором группа проявила себя как единый организм и показала все, на что была способна. И вроде бы в равной мере отличились на нем все: дебютный альбом Led Zeppelin характеризовался сырым мощным звуком гитары Джимми Пейджа, сильным вокалом Роберта Планта и мастерской игрой Джона Пола Джонса.
Но настоящим открытием на пластинке, на мой взгляд, стал именно Джон Бонэм. Талант Пейджа в то время уже давно не был чем-то новым: его все знали по The Yardbirds и как сессионного гитариста. Известным в узких кругах сессионным музыкантом являлся и Джон Пол Джонс. Планта в принципе можно назвать открытием. Но Джон Бонэм...
Его барабаны по-настоящему взорвали всем мозг. До него так не играл никто и никогда. Взять первую же песню с альбома "Good Times Bad Times". Конечно, Бонэм выдавал не менее гениальные барабанные партии и на последующих альбомах LZ, а впоследствии был и вовсе признан лучшим рок-барабанщиком всех времен. Однако дебютный альбом группы стал первой ласточкой, возвестившей о его таланте и открывшей миру такого непревзойдённого барабанщика.
Поэтому, считаю, руна Джона Бонэма вполне оправдано соответствует альбому Led Zeppelin I.
Led Zeppelin II
Второй альбом Led Zeppelin можно было бы вполне отнести к Джимми Пейджу, который являлся ведущим композитором на пластинке. Именно на Led Zeppelin II мы можем услышать наиболее узнаваемые классические риффы группы, как, например, в "Whole Lotta Love", "Heartbreaker" и "Moby Dick".
Однако лично я эту пластинку свяжу все-таки с руной Роберта Планта. Помимо музыкальной составляющей была сильна на альбоме и лирика, продемонстрировавшая развитие Планта как поэта со времен первого альбома. Даже сам Роберт говорил, что именно на этом альбоме он впервые стал чувствовать себя в "своей тарелке". Довольно недвусмысленный сексуальный подтекст в "The Lemon Song", отсылки к работам Толкина в "Ramble On" и многое многое другое - все это заслуга Планта.
Кроме этого, серьезно усовершенствовался и его вокал, став по-настоящему дерзким и мощным. Если на первом альбоме Led Zeppelin мы увидели внушительные, но все еще зачатки Роберта Планта как автора и вокалиста, то на второй пластинке он раскрылся слушателям в полной мере.
Поэтому, думаю, справедливо отнести Led Zeppelin II к златокудрому богу.
Led Zeppelin III
Здесь вне всяких сомнений Джимми Пейдж. Led Zeppelin III - его детище от начала и до конца. Альбом вышел по большей части акустическим, поэтому роль ритм-секции была сведена к минимуму. Вокал же Роберта Планта на пластинке вообще поначалу называли "невнятным" (хотя я так не считаю). А вот игра Джимми Пейджа здесь продемонстрировала практически все свои грани: причем удивительно, что большую часть песен он сыграл не на электрогитаре.
Сам Пейдж не раз признавался, что гораздо больше ценит фолк и этническую музыку, чем рок-н-ролл. Из нее он черпает вдохновение и заимствует некоторые элементы. И что мы видим: на Led Zeppelin III присутствуют всяческие отсылки к фолку, кельтской и восточной музыке. Виртуозная игра Пейджа совмещает в себе различные эксперименты со звучанием, гитарным строем и эффектами. В итоге все это выливается в настоящий бенефис Пейджа-гитариста, который максимально освещает его талант и раскрывает многие грани его личности.
На альбоме присутствует и одна из самых технически сложных песен Пейджа ("Since I've Been Loving You") и вполне стандартная для него "риффовая" композиция, которая к тому же стала определяющей для Led Zeppelin ("Immigrant Song").
Так что вполне заслуженно: третий альбом группы находится под знаком руны Пейджа.
Led Zeppelin IV
Джону Полу Джонсу было бы разумнее приписать последний альбом Led Zeppelin "In Through the out Door", на котором он выступил основной творческой силой. Ну или в крайнем случае пятый альбом "Houses of the Holy", где Джонс задал тон всей второй стороне пластинки своей шедевральной "No Quarter". Однако эти альбомы уже получили свое конкретное название и вышли после, поэтому рассматривать их мы не будем.
А что касается Led Zeppelin IV, то эту работу можно в равной степени отнести ко всем участникам группы. Являясь более консервативной, чем предыдущая, и выдержанной в духе первых двух классических альбомов LZ, она включает в себя и типичные "зеппелиновские" риффы Пейджа ("Rock and Roll"), и сильную лирику Планта, которая достигла здесь своего пика ("The Battle of Evermore", "Stairway to Heaven"), и отменную игру Бонэма ("When the Levee Breaks").
Но мне кажется, именно на этом альбоме больше всего проявилось секретное оружие Led Zeppelin - басист Джон Пол Джонс. Выступал автором достойных вещей он и раньше (например, в "How Many More Times" с первого альбома), но прежде его песни как-то стояли в сторонке. Теперь же - выдвинулись на первый план. И последующий "Houses of the Holy" еще раз доказал это. В конце концов, Джонс является автором "Black Dog", одной из лучших, если не самой лучшей, композиции Led Zeppelin.
И уже хотя бы за это ему стоит посвятить альбом Led Zeppelin IV.
Подытоживая, хочу еще раз сказать, что все это - лишь мое субъективное мнение. Я просто высказал свои догадки и предположения и ни в коем случае не заявляю, что так оно и есть. Данная статья - не какое-либо серьезное исследование, а, скорее, занимательный полет фантазии. Вполне возможно, многие не согласятся с моей позицией, однако так даже лучше.
Если вы считаете, что какой-то альбом я отнес к музыканту неправильно, смело пишите свои версии в комментарии. И, конечно же, ставьте лайк, если вы согласны с моими размышлениями.
Читайте также:
Как появилось легендарное название Led Zeppelin и при чем тут барабанщик The Who
"Houses of the Holy" - лучший альбом Led Zeppelin?
В чем гениальность песни "Black Dog" Led Zeppelin?