Найти в Дзене
Вечерний картограф

Раздел Британской Индии. Часть 1

Люди, воспитанные в советской картографической традиции, привыкли воспринимать Британскую Индию огромным зеленым пятном, как на этой карте из советского школьного атласа 1941 года:

В других традициях это пятно было другого цвета. И это разумно: отразить всю сложность британского колониального правления в Индии в таком масштабе просто невозможно.

Вникать в тонкости британского правления в Индии начнем с этой карты:

-2

Здесь четко показаны два типа управления территориями: непосредственно британцами и через туземных князей. Британская Индия (то, что покрашено желтым) появилась в результате передачи короне земель Ост-Индской компании. На нее приходилось 55% территории и 75% населения всей Индии. Туземные княжества (562 на 1947 год) были формально независимыми, а их князья (махараджи, ханы, низамы, навабы) являлись вассалами британской короны. Британцы тонко играли на восприимчивости князей к цветовой дифференциации штанов. Примерно сотне княжеств был присвоен титул салютуемых, то есть при прибытии в столицу (Калькутту, а с 1911 года – Дели) князей встречали пушечными выстрелами: чем больше, тем выше князь стоял в британской иерархии.

Вот более подробная карта Британской Индии:

-3

А по этой ссылке можно рассмотреть суперподробную (что важно, по состоянию на 1947 год).

Под непосредственным управлением британской короны находились самые густонаселенные территории Индии, где сегодня проживает 50% населения страны:

-4

Земли короны делились на провинции/президентства. Исторически самым мощным было Бенгальское президентство, созданное в 1690 г. Ост-Индской компанией. Что характерно, провинции могли включать в себя и некоторые туземные княжества, но большая их часть объединялась в агентства. Агент, назначенный Британией, мог быть как фактическим правителем региона, так и номинальной фигурой, в зависимости от политического веса князей. Пять княжеств не входили в агентства и проходили по категории Individual residency. Это Джамму и Кашмир, Майсор, Хайдарабад, Бенарес и Траванкор.

Несмотря на все административные хитрости и тонкости, Британская Индия была самой настоящей колонией и подвергалась жесточайшей эксплуатации. Тем не менее, для jewel in the crown делались разнообразные символические жесты. «Индия» участвовала в Олимпийских играх, начиная с 1900 года, была в числе основательниц Лиги Наций и ООН.

По умолчанию индийцы были людьми второго сорта, но, когда империи были нужны человеческие ресурсы, им рассказывали, что без них Джону Буллю никак не справиться. Посмотрите на эти пропагандистские плакаты Первой мировой (из музея в делийском Красном форте), где Индия – и милый смуглый малыш, и львенок, готовый помочь старому льву. Тут она выступает наравне с Канадой, Австралией, Новой Зеландией и ЮАС, хотя статус доминиона получила только в 1947 году.

-5
-6

Кстати, очень напоминает то, как во время той же ПМВ англичане внезапно начали изображать русских: куда-то хвосты и клыки делись, и mouzhik явил человеческие черты.

Эту карту 1909 года можно нечаянно принять за современную карту Южной Азии:

-7

Но нет, речь опять идет о религиях Британской Индии, только теперь уже на начало XX века, и таким образом мы подходим к теме ее раздела.

Канва всем известна. В конце XIX века начинается движение за независимость Индии, в котором участвуют как индуисты, так и мусульмане. Но со временем мусульмане осознают, что после освобождения от британского ига они станут дискриминируемым меньшинством (20% населения против 70% индуистов). Напомню, что долгие годы – в том числе под британским владычеством – они были меньшинством скорее привилегированным. К 1930-м годам формулируется идея Пакистана – мусульманской Индии.

Отцами-основателями двух государств станут два сына гуджаратского народа: Махатма Ганди и Мухаммад Али Джинна.

О том, чтобы отпустить Индию, британцы задумались в начале Второй мировой, а после ее окончания и прихода к власти лейбористов решение об этом стало неизбежным. Казна была опустошена, содержать далекую и все более неспокойную колонию было накладно, и в 1947 был принят план лорда Маунтбэттена, последнего вице-короля Индии, согласно которому Британская Индия должна была стать двумя доминионами: Индийским Союзом (для индуистов) и Пакистаном (для мусульман). Заметим, что с мусульманами британцам было проще найти общий язык, чем с индуистами. Так, первые сразу же поддержали вступление Британии во Вторую мировую, а вторые совсем были не рады такому повороту, не желая вновь стать пушечным мясом для далеких фронтов.

Касательно Пакистана: это был один из первых в современной истории проектов «исламского государства» (когда у этого понятия еще не было нынешних нехороших коннотаций). Полная противоположность проекту национального строительства на другом конце исламского мира. Если кемалистская Турция модернизировалась через вытеснение ислама из всех сфер общественной жизни, то Пакистан входил в современный мир как раз под знаменем политического ислама.

Итак, Британскую Индию делили по религиозному признаку. Но было два нюанса. В двух провинциях, находившихся под прямым британским правлением (Бенгал и Пенджаб), индуистов и мусульман было примерно поровну, и их тоже надо было делить. Из Лондона выписали юриста Сирила Рэдклиффа и поручили ему за пять недель выполнить эту работу. Одним из результатов проведения границы по линии Рэдклиффа стал обмен населением между двумя молодыми государствами, число жертв которого измеряется сотнями тысяч. Но ни Пакистан, ни Индия не стали ее оспаривать, опасаясь еще более тяжелых последствий или вмешательства Британии.

-8

О том, что было с туземными княжествами, – во второй части.

Еще об Индии