Желающим начать разбираться в языковых хитросплетениях Южной Азии предлагается в первую очередь взглянуть на эту карту:
Вкратце: северная половина региона (Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Непал), а также Мальдивы и большая часть Шри-Ланки) заселены носителями индоевропейских языков. Всего это около миллиарда человек. Граница между индоарийским и иранским ареалами проходит практически посередине Пакистана.
Южную половину Индостана (плюс анклав брагуи в пакистанском Белуджистане) населяют носители дравидийских языков (примерно 250 миллионов). Вдоль северных границ Индии и Непала (а также в Бутане и на крайнем востоке Индии) живут носители тибето-бирманских языков (а основной их ареал находится, соответственно, за этими границами: в Тибете 🇨🇳 и Бирме). Несколькими анклавами в центральной и восточной Индии живут носители австроазиатских языков, родственных вьетнамскому и кхмерскому.
На севере Афганистана распространены тюркские: узбекский и туркменский.
Более детальное рассмотрение начнем с индоевропейских языков, а, точнее, с западной части их южноазиатского ареала: Афганистана и Пакистана:
Границей между этими двумя странами служит линия Дюранда, проложенная британцами в 1893 году и разделившая пуштунские и белуджские племена. На языке пушту иранской группы говорит от 40 до 60 миллионов человек по обе стороны границы.
Второй по распространенности, но не по значению, язык Афганистана – дари, являющийся региональным вариантом персидского. Родным он является для афганских таджиков (около 12 миллионов), но веками был языком образования и литературы для значительной части всей Южной Азии. Персидское влияние на Индию – это как раз дариязычное влияние.
Фан-факт: поэт и философ Мухаммад Икбал, «духовный отец Пакистана» был фанатом персидской поэзии, хотя дари для него не был родным. В одном из своих стихов он прославляет дари, говоря, что он сладостнее хинди в том, что касается выразительности.
(Под хинди Икбал понимал не то, что мы сегодня, читайте дальше!)
Итак, посередине Пакистана проходит граница между ареалами иранских и индоарийских языков. К иранским, помимо пушту, относится белуджский, на котором в Пакистане говорит около 7 млн. человек. Цифры по носителям важны: из-за сложного рельефа местности разные части региона заселены крайне неравномерно. Ареалы проживания носителей белуджского и пенджабского почти одинаковы по площади, но на пенджабском говорит в 10 раз больше людей. Да, пенджабский с 80 млн. носителей – основной индоарийский язык Пакистана. За ним следует синдхи (20 млн.).
🤚Но стоп: а как же урду, являющийся национальным языком Пакистана? Кто говорит на нем? Ответ: Urdu-speaking people. Статистические данные сильно расходятся, но понятно, что их десятки миллионов, при этом лишь для немногих урду является родным языком.
Урду — это одна из двух стандартизованных форм языка хиндустани (вторая его форма – хинди). Этот язык складывается начиная с XIII века и является родственником (ну, примерно внучатым племянником) санскрита. В забавном учебнике хинди, который я купил в Дели, ставится смелый тезис: The root of Urdu is Arabic and that of Hindi is Sanskrit. Нет, это неправда, язык один, и корни одни и те же, вопрос в том, что именно в разные эпохи называли «хинди» и «урду».
Хиндустани возникает в окрестностях Дели и в результате мусульманского завоевания Индии и испытывает на себе персидские, тюркские, арабские влияния. Со временем он становится, как говорится, языком межнационального общения индуистов и мусульман на просторах всего Индостана. Один язык, но две системы письма: на основе арабской графики у мусульман и на основе деванагари – у индуистов. Впрочем, исторически и индуисты охотно пользовались арабицей.
В разные эпохи язык назывался по-разному: хинди, даккани, рехта, хиндави. Название «урду» появляется в XVIII веке и означает «язык [делийского] двора». Само это слово взято из персидского и первоначально относится к, собственно, персидскому (который, как мы знаем, здесь принято называть «дари»). Небезынтересно, что и в персидском оно не исконно, а заимствовано из тюркских и родственно хорошо известному нам «орда».
Пора вернуться к Мухаммаду Икбалу, который писал о том, в чем дари превосходит «хинди». Конечно же, то, что он называл «хинди», мы сегодня называем «урду». Но две формы хиндустани (не без помощи британских колонизаторов) вступили в конкурентную борьбу в конце XIX века и, будучи, по сути, одним языком, продолжают ее по сей день.
По традиции фан-факт. Пакистанская провинция Синд (где живут синдхи, говорящие на одноименном языке) дала имя всей Индии в европейских (и не только) языках. Синдху –название реки Инд на санскрите, которое в древнеперсидском превратилось в Хиндуш, а в древнегреческом – Индос. Со временем название Прииндья распространилось и на весь субконтинент.
Рассмотрим теперь индоарийский ареал Южной Азии в целом. Карта от ArainGang показывает все довольно доступно, добавим только цифр и фан-фактов:
Самый распространенный индоарийский язык Южной Азии – хиндустани в двух вариантах (хинди 🕉️и урду ☪️). Он является родным языком примерно для 250 миллионов человек и вторым языком еще для полумиллиарда. Но цифры, повторюсь, лукавы и при разных подсчетах могут отличаться на десятки миллионов. Что нам важно знать на данном этапе: в Индии далеко не каждый владеет хинди (и, тем более, английским).
И еще одна важная вещь: в отличие от Пакистана, где урду является языком культуры и официоза, в Индии хинди – родной язык конгломерата этнических групп, говорящих на диалектах хинди. И носители урду в Индии, конечно, есть, а явным их маркером является религия.
Второе место по числу носителей принадлежит бенгальскому языку: примерно 260 миллионов. Бенгальцы – основное население Бангладеш (165 млн), еще около 100 млн живут в Индии. Но если бангладешские бенгальцы – почти поголовно мусульмане, то индийские – почти так же поголовно индуисты.
На третьем месте – уже знакомый нам пенджабский. 80 миллионов носителей проживают в Пакистане, больше 30 – в Индии. Если пакистанские пенджабцы исповедуют ислам, то индийские – преимущественно сикхизм.
На четвертом месте – маратхи (это название языка), примерно 112 миллионов, на этом языке говорят, как ни странно, маратхи. Именно к маратхам ездил тверской купец Афанасий Никитин, с ними вели три кровопролитные войны англичане, и на их земле стоит город Бомбей.
На пятом месте – гуджарати (60 млн). Славный гуджаратский народ породил отца-основателя современной Индии Махатму Ганди, отца-основателя Пакистана Мухаммеда Али Джинну и нынешнего премьер-министра Индии Нарендру Моди. На земле гуджаратцев живет последний подвид азиатского льва).
✔️Раджастхани (58 млн), близкородственный гуджарати. Иногда рассматривается как диалектный континуум. В Раджастхане есть пустыня Тар, в которой Индия испытывала свое ядерное оружие.
✔️Бходжпури (51 миллион), один из представителей западной группы восточных индоарийских языков, условно говоря, переходных между хинди и бенгальским.
✔️Ория (35 миллионов), еще один восточный индоарийский. Мощная история и богатая литература, но некоторые непонятки с названием. В русской традиции язык называется «ория», но в английском его в 2011 переименовали из Oriya в Odia, а штат, где проживает большинство носителей, – из Orissa в Odisha.
✔️Майтхили (34 миллиона), родственный бходжпури. Кроме Индии, на нем говорят 3 миллиона жителей Непала, что делает его вторым по распространенности языком страны.
✔️Синдхи (25 миллионов), о котором мы говорили в посте про Пакистан.
✔️Чхаттисгархи (18 миллионов) – обычно считается восточным диалектом хинди, но с тех пор, как был образован штат Чхаттисгарх (2000 год), усиливается тенденция к его классификации как отдельного языка.
✔️Сингальский (17 миллионов): язык сингальцев, основного населения 🇱🇰Шри-Ланки. Глядя на карту, нельзя не задаться вопросом: как они там оказались. Ответ: приплыли в VI веке из Бенгалии или Ориссы. В отличие от своих собратьев-индоариев с континента, сингальцы исповедуют буддизм.
✔️Тут же упомянем родственный сингальскому мальдивский (или дивехи). На нем говорят всего 350 тыс. человек, но он государственный язык 🇲🇻Мальдив. В отличие от сингальцев и жителей южной Индии, мальдивцы – мусульмане.
✔️Непальский (16 миллионов): основной язык 🇳🇵Непала (45% населения) и индийского штата Сикким (63%).
✔️Ассамский (15 миллионов): самый восточный из индоарийских языков, на границе с тибето-бирманским ареалом.
По индоевропейским языкам все! Продолжение – здесь.