Предыстория: с января 1978 по февраль 1979 года в Иране прошли массовые антиправительственные демонстрации, которые переросли в кампанию гражданского сопротивления. В результате народного недовольства умеренное мусульманское правительство шаха Мохаммеда Резы Пехлеви было заменено на теократическое правительство Рухоллы Хомейни.
Чтобы понять, почему свалился шахский режим, надо немножко понимать его сущность.
Это было государство с господством экстрактивных институтов (когда в политике и экономике господствует узкая прослойка элиты, и ей идут все доходы), со значительной степенью неравенства. Несмотря на заявления о стремлении к прогрессу, шах со своими приближенными не стеснялся есть икру вместе с западными дипломатами, когда народ голодал.
Реальной урбанизации в стране в то время еще не произошло. Медицина была на таком уровне, что высокая смертность среди новорожденных считалась нормой. Настоящую урбанизацию и медицину, доступную широким слоям населения, можно отнести уже в копилку исламского режима.
В сети ходят фотки про preislamic Iran. Типа вот этих:
Заметим, что, как и в случае с фотографиями из Афганистана, на них запечатлена европеизированная узкая прослойка молодежи из элиты. А где-то рядом с этими прекрасными юношами и девушками ходили женщины, замотанные в платки.
В это время города наводнили приезжие пролетарии из деревни. Фотографий с ними нет по причине того, что у них не было никаких фотоаппаратов, а для официальных фотографов они скорее были бельмом на глазу. Тем не менее пролетарии, бывшие сельские жители, обслуживающие растущую экономику, стали составлять значительную часть городского населения. У них не было денег, и они могли лишь злобно взирать на всю ту роскошь, что творилась вокруг, в том числе на вот этих вот юношей и девушек в европейской одежде. Из села они с собой привезли средневековые патриархальные установки и религиозность.
Бунт против шаха был как бунтом против социальной несправедливости, так и против его политики наступления на традиционные обычаи. Он даже покусился на «святое» — традиционные восточные базары. В общем, смела его волна гнева.
Почему же тогда не пришли к власти социалисты-коммунисты?
Да просто к тому времени эти идеи были уже всем широко известны. И во многом себя дискредитировали. А вот идеи исламской республики, всего, что с ней связано — нет. Что-то новенькое, так сказать. Они нашли поддержку среди этих самых пролетариев из деревни, которые к концу 1970-х наводнили города. Им по кайфу было обломать малину городским пижонам из числа богатеньких и установить свои сельские обычаи. Примерно то же случилось в 1917-м, после Октябрьского переворота.
Модернизация и урбанизация в Иране завершилась именно сейчас — во время «исламской республики». И массы светски ориентированной молодежи в наличии именно теперь. Режим держится на сильном карательном аппарате.
Автор: Лёха Мудрый, бывший учитель истории и обществознания, эксперт Кью