Найти в Дзене
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Как меценат-патриот отблагодарил альма-матер красивейшим зданием «Палестра Альбертина».

Если бы не нацистское новое видение архитектуры и английские бомбардировки, здание с античным названием «Палестра Альбертина» (нем. Palаеstra Albertina) сейчас являлось бы украшением Калининграда. Впрочем, даже изменившись внешне оно сохранило для нас важное послание, актуальное как никогда в этом веке - лучшими сынами Отечества и настоящими патриотами являются те, кто занимается созиданием для общества, при этом, не жалея ни собственных сил, ни финансов, и даже вне зависимости от того, как далеко они находятся от своей Родины в конкретный момент времени.

Палестра Альбертина, конец XIX века.
Палестра Альбертина, конец XIX века.

Фридрих Ланге (нем. Friedrich Lange) родился в Западной Пруссии в 1849 году в родовом имении близ Гросс Пловенца. Будущий крупный меценат получил первое образование в гимназии в Хойештайне (совр. Ольштынек, Польша), а затем выбрал направление медицины в Кёнигсбергском университете. Свою практику он проходил в самых жёстких и экстремальных условиях – в полевых госпиталя Франко-Прусской войны, а после стал работать хирургом в столице Восточной Пруссии.

Фридрих Ланге.
Фридрих Ланге.

1878 год навсегда изменил его жизнь: Фридрих перебирается в США, где сначала работает в Немецкой больнице, затем в госпитале Белльвью (самой старой государственной больнице США), позже - переводится в Нью-йоркскую пресвитерианскую больницу (крупнейшую в стране).

Надо понимать, что работали в этих медицинские учреждениях только лучшие представители своих профессий, а значит и труд оплачивался достойно. Благодаря этому Ланге открывает в Нью-Йорке собственную клинику, на которой делает большое состояние.

Палестра Альбертина.
Палестра Альбертина.

Профессиональный успех и большие деньги не вскружили Фридриху голову настолько, чтобы он забыл про свою Родину и альма-матер: к 350-летию Кёнигсбергского университета Ланге жертвует средства на строительство передового спортивного комплекса. У него было лишь два условия: во-первых, победителя конкурса на проект выбирает сам; во-вторых, название будет с античным флёром - «Палестра Альбертина» (палестрой в Древней Греции называли частные гимнастические школы).

-4

Среди эскизов одержал победу макет Фридриха Хайтманна – будущего императорского архитектора, которому еще предстоит реализовать в Кёнигсберге свои главные проекты: спроектировать и построить «колонию вилл» Амалиенау и кирху памяти королевы Луизы. В ряде немецких источников утверждается, что заканчивал работу уже другой архитектор – Вильгельм Лоренц Бессель-Лорк, внук легендарного кёнигсбергского астронома Фридриха Бесселя и лауреат премии Шинкеля, будущий строительный директор в правительстве Восточной Пруссии.

Палестра Альбертина.
Палестра Альбертина.

Закладка первого камня произошла 27 июля 1894 года, её лично производил меценат. К строительству приступили в 1896 году. Город выделил землю по улице Дритте Флисс (Третья речная – название связано с протекавшими ранее по этой местности ручьями, которые в XIX веке направили по трубам под землёй), которая после Второй мировой войны была переименована сначала в Курсантскую, а с 1973 года стала носить имя Маршала Рокоссовского.

Бассейн.
Бассейн.

Здание выполнено в стиле неоготики и историзма. Внутри 3-этажного строения расположились: большой спортивный зал для занятий гимнастикой (размером 29х16 метров и высотой до 10 метров), крытый бассейн (18,5 х 8,25 м. длиной, 3,5 метра – глубина) с душевыми кабинками, учебная библиотека с читальным залом, 3 зала для фехтования, кегельбан, биллиардная комната, 5 залов для собраний, столовая. Во дворе - теннисные корты и сад. К зданию примыкал узкий флигель, где располагались квартиры преподавателей и обслуживающего персонала, технические помещения.

Гимнастический зал.
Гимнастический зал.

Палестру открыли в октябре 1898 года и этот дворец спорта стал самым передовым в системе немецкого образования. За такой вклад Ланге сделали почётным доктором Альбертины. Университет даже заказал у самого дорого скульптора Кёнигсберга Ройша мраморный бюст мецената, но Фридрих отказался от подобного жеста. Вот такой талантливый, успешный, но скоромный человек.

Внутренний двор
Внутренний двор

С начала XX века палестра стала домом для спортивного клуба, известного под названием «ASCO Koenigsberg». С 1927 года здание являлось и аудиторий для студентов нового отделения – института физической культуры. В годы Первой мировой войны в здании работала бесплатна столовая.

Стиль Третьего рейха.
Стиль Третьего рейха.

В 1934 году у палестры, под влиянием специфичных взглядов на архитектуру и стиль национал-социалистов, серьёзно изменился внешний вид фасада. Пропали его романские формы «орденского стиля», декоративные элементы.

-10

В ходе бомбардировок британских ВВС в августе 1944 года здание полностью выгорело внутри и в таком виде стояло несколько послевоенных лет. Лишь в 1959 году принято решение восстановить сооружение силами моряков Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).

-11

В 1960 году здание вновь стало функционировать по назначению. Только вот с одним нюансом – на фасаде, на памятной доске, было написано: ««Спортивный клуб построен моряками-комсомольцами Краснознаменного Балтийского флота. Апрель 1959 года, июль 1960 года». Не реставрирован, не перестроен, а … построен. Уж если стирать немецкую историю этой земли, так полностью – решили в Балтфлоте. Забетонировали это утверждение заметкой об открытии клуба в газете «Калининградская правда» под заголовком «Это сделали мы сами».

-12

В 2007 году здание бывшей «Палестры Альбертины» получило статус объекта культурного наследия муниципального значения. Внутри, помимо Спортклуба Балтфлота, расположен офис медиагруппы «Западная пресса» и издательства газет.

Музей на стене.
Музей на стене.

Одна из стен объекта исторического наследия превратилась в Музей почтовых ящиков под открытым небом. В коллекции более 70 экспонатов различной формы, цвета, размеров и времени изготовления.

-14

Кстати, «Палестра Альбертина» - не единственный подарок Родине от Ланге. В своём родном городе он построил больницу, библиотеку и кирху. В Бишофсвердере открыл приют, в Дойче-Эйлау (совр. Илава, Польша) построил лазарет.

-15

Кёнигсберг ответил взаимностью за всю Пруссию: во Дворце спорта всё же установили бюст мецената, но после его смерти; передовой (по тем временам) стадион на Заммиттер Алле (совр. ул. Горького) назвали именем Ланге, сегодня мы его знаем как «Трудовые резервы»).

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.