Найти в Дзене

Композитор Эннио Морриконе. Его лучшие работы в кино. Часть 2. Музыка для фильмов Леоне и вестернов других режиссеров.

Оглавление
Эннио и Серджо Леоне
Эннио и Серджо Леоне

В этой статье я продолжаю рассказ о совместной работе Эннио Морриконе и Серджо Леоне. Предыдущую статью я завершил на последнем фильме «долларовой трилогии" - "Хороший, плохой, злой" (1966).

"Однажды на Диком Западе" (1968)

Обложка диска с саундтреком к фильму
Обложка диска с саундтреком к фильму

Этот фильм некоторые поклонники Серджо Леоне не относят к шедеврам мастера, в отличие от предыдущего, но подобное отношение, вероятно, вызвано некоторым разочарованием от резкой смены направления, в котором ранее работал Леоне.

«Долларовая трилогия», объединяющая первые три вестерна этого режиссера, не случайно названа трилогией. Эти фильмы непосредственно связаны не только темой «охоты за долларами», но и главным героем, которого сыграл Клинт Иствуд. При просмотре второго и третьего вестернов Леоне зрителю казалось, что он смотрит продолжение приключений героя Иствуда (ни в одном из фильмов он не имел имени, а только прозвища).

С каждым разом вестерны Леоне поднимались на все большую высоту, а последний фильм трилогии – однозначный шедевр кинематографа.

После «Хорошего, плохого, злого» Серджо резко сменил тематику следующего проекта, чтобы у нового фильма не было никакой связи с предыдущими (достаточно сказать, что на роль главного героя изначально рассматривалась кандидатура Бельмондо!). В итоге Леоне по форме снял еще один вестерн, но, по сути, он создал эпос об освоении Дикого Запада. «Однажды» - ничуть не уступает предыдущему фильму Леоне, но он просто другой.

Кадры из «Однажды на Диком Западе»
Кадры из «Однажды на Диком Западе»

Вполне естественно, что музыка в этой картине тоже не похожа на мелодии Морриконе из предыдущих фильмов. Я думаю, не ошибусь, если скажу, что даже поклонники творчества великого дуэта на слух могут спутать музыкальные темы из фильмов «долларовой трилогии». Мелодии из «Однажды на Диком Западе», напротив, уже не перепутаешь с музыкой из предыдущих вестернов Леоне. Причина их эксклюзивности в том, что в «Однажды» основные музыкальные темы привязаны к героям. Это их личные мелодии, под которые они и «выходят» на сцену.

Собственно, уже в предыдущем вестерне у трех главных героев была своя музыкальная «фишка» - собственный знак, базирующийся на теме с воем койота.

Но заметить эти приметы героев нелегко. Я, честно говоря, даже при многократных просмотрах этого не уловил. Вероятно, потому, что Леоне не делал на этом явного акцента: в начале фильма при знакомстве с героями основная тема действительно звучит по-особенному (то с использованием разных инструментов, то вокала), но в дальнейшем этот прием в «Хорошем, плохом, злом» не используется, кроме финальных секунд. Именно в финале этот момент становится очевиден, когда ты специально акцентируешь на нем внимание. Но если просто смотришь фильм, то эту особенность можно легко пропустить.

В «Диком Западе» героиню Клаудии Кардинале сопровождает по жизни возвышенно-печальная тема в разных аранжировках (она собственно и называется на компакт-диске "Однажды на Диком Западе") – ее можно назвать мелодией Надежды (вокальная партия в ней принадлежит Эдде Дель Орсо).

Эта тема противостоит мелодии Смерти, которая объединяет героев Чарльза Бронсона (Гармонику) и Генри Фонда (злодея Фрэнка), а также используется в других сценах фильма, где, так или иначе, витает дух смерти. На видео оркестр исполняет данную композицию один в один как в фильме (далее в ролике звучат и другие мелодии из фильма).

Гармоника оповещает о своем появлении, наигрывая на своем инструменте эту мелодию, что выглядит логичным, поскольку его миссия - убить негодяя Фрэнка, к которому у него давние счеты.

Призвание Фрэнка – убивать, он несет смерть окружающим, и эта музыка тоже его. Как мы узнаем в финале, мелодия Смерти перешла к персонажу Бронсона именно от Фрэнка вместе с самой гармоникой, и когда Гармоника убивает Фрэнка, то он возвращает умирающему врагу его инструмент. После того, как герой Бронсона отомстил, мелодия Смерти ему больше не нужна. Он не собирается исполнять ее дальше.

Кадр из фильма. Шайенн крупным планом.
Кадр из фильма. Шайенн крупным планом.

У благородного бандита Шайенна (Джейсон Робардс) самая замечательная мелодия в фильме – тема оптимиста-неудачника (да, жизнь не удалась и вряд ли есть у меня какое-то будущее, но поживем-увидим…).

Тема в ролике на Ютуб представлена в варианте, который использовался в финале картины. Свист – Алессандро Алессандрони.

И совсем небольшое место в картине отведено личной мелодии начальника строительства железной дороги Мортона, который мечтает до наступления своей скорой смерти от туберкулеза довести дорогу до Тихого океана, но умирает в небольшой луже. Эта тема недостижимости Мечты.

«Личная» мелодия не обязательно звучит, когда ее «обладатель» присутствует в кадре. Если герой в эпизоде не один, ее может и не быть, но если он выходит на передний план в эпизоде – в этом случае тоже начинает звучать его "личная" мелодия. И все это не выглядит чрезмерным: вполне возможно, многие зрители даже не замечают данного приема, настолько использованные мелодии подходят каждому персонажу.

Постер к фильму
Постер к фильму

Если вкратце сказать, про что кино, то "Однажды на Диком Западе" – это рассказ о судьбах нескольких человек, которые в один прекрасный момент пересеклись на просторах Дикого Запада. Каждая судьба индивидуальна, у каждого из героев своя дорога, по которой они идут по жизни – логично, что они это делают под собственную музыку. Странно, что до Леоне никто не додумался до этой идеи.

Интересно, но у второстепенных персонажей фильма никаких мелодий нет, поэтому при их появлении музыка в фильме не используется.

кадр из фильма
кадр из фильма

Это хорошо заметно с самого начала картины, когда на станцию прибывают три бандита, ждущие поезда. Они вскоре умрут – им мелодии ни к чему. Они еще об этом не знают, но их песенка уже спета!

То же самое происходит в эпизоде на ранчо перед появлением банды Фрэнка. Все обитатели ранчо вскоре будут убиты, и перед этим в картине воцаряется зловещая тишина (естественные звуки не в счет), которая прерывается мелодией Смерти при появлении банды Фрэнка…

«За пригоршню динамита» (1971)

Постер к фильму
Постер к фильму

После четырех вестернов Серджо Леоне решил снять фильм о мексиканской революции (иногда их называют «сапата-вестернами» - по имени одного из героев революции).

«За пригоршню динамита» или «С динамитом в кулаке» – фильм неплохой, но он по всем параметрам уступает вестернам из «долларовой трилогии» и «Однажды на Диком Западе».

Даже с названием этого кино возникли проблемы - у него нет общепринятого названия! Помимо тех вариантов, которые я упомянул, вы могли встретить его под названиями «Ложись, придурок», «Пригнись, болван» или «Однажды была революция»! А все потому, что итальянское «Giu la testa» трудно перевести адекватно на другие языки.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но это полбеды. В этом недовестерне нет таких привлекательных героев, как в настоящих вестернах Леоне, сама тематика революции отнюдь не такая вдохновляющая, как разборки между ковбоями и бандитами, а история заканчивается трагически. Что не могло не разочаровать поклонников Леоне.

Морриконе и в этот раз не подкачал, но все-таки таких хитов как в предыдущих совместных работах с Леоне в этом фильме нет. Планка предыдущими работами была задрана так высоко, что после них просто красивая мелодия, сочиненная Эннио, воспринимается как явно недостаточная. Основных мелодий в саундтреке две.

Одноименная фильму «Giu la testa» (в которой звучит «шон, шон» или «джон, джон») в этом видео исполняется оркестром под управлением самого Морриконе. Вокальную партию в оригинале исполнила вновь Эдда дель Орсо – солистка ансамбля Алессандро Алессандрони, который как обычно отвечал за художественный свист.

В саундтреке звучали и другие композиции, но в основном, это были аранжировки главной темы.

Вторая оригинальная мелодия в фильме называется на диске «Marcia degli accattoni».

«Однажды в Америке» (1983)

кадр из фильма
кадр из фильма

Завершение сотрудничества Морриконе с Леоне получилось впечатляющим – Серджо удалось снять очередной шедевр (на этот раз о дружбе еврейских гангстеров и ее печальном финале), а Морриконе сочинить мелодии, которые составили один из лучших его саундтреков за всю карьеру.

Как и в случае трех предыдущих фильмов дуэта, музыка для «Америки» была написана Мастером до съемок, и звучала во время съемочного процесса.

Правда, не все мелодии из фильма были написаны Эннио – в звуковой дорожке фильма использовались несколько известных композиций, в том числе мелодия «Битлз» «Yesterday» (зритель должен был сразу понять, что пролетели 30 лет, хотя на экране за это время один эпизод просто сменился другим), а также обработанная Морриконе песня «Amapola», которую написал кубинец Хосе Лакалье, он же Джозеф Мария Лакалле (как произносили его имя американцы).

Запоминающихся мелодий самого Мастера в этой картине так много, что из них нелегко выбрать главные. Но, пожалуй, с фильмом наиболее прочно ассоциируются три.

Первая на оригинальном саундтреке называется «Cockeye ҆s song» и «Childhood memories» (в ней звучит флейта Пана румынского музыканта Георге Замфира). На расширенном диске, выпущенном в 2004 году в Германии (где собраны 27 треков), представлены несколько вариантов этой композиции: «Cockeye ҆s Theme», «Bugsy Shoots Dominic», «The Tomb monument» (названия даны по эпизодам фильма, где звучит эта тема).

Печальная ностальгическая тема в разных вариантах на дисках обозначена как «Poverty» (на оригинальном), «Return To Fat Moe ҆s Place», «The Lower East Side», «Noodles Imprisoned» (на расширенном).

Третья мелодия - тема неразлучных друзей, сопровождающая Лапшу, Макса и их друзей по фильму, в различных аранжировках называется просто и понятно: «Friends».

В фильме есть еще и тема Деборы. На оригинальном издании она так и называется, а на расширенном - «Deborah ҆s Love». Солирует в этой композиции Эдда дель Орсо.

Честно говоря, я эту мелодию с трудом отличаю от «Amapola». Она на слух воспринимается как медленно исполняемая «Amapola».

Кому интересно, могут сравнить. Вот клип на «Amapola» в обработке Морриконе.

Эннио, Шарль Азнавур и С.Леоне
Эннио, Шарль Азнавур и С.Леоне

«Однажды в Америке» стал последним фильмом Серджо Леоне. Во время тяжелых съемок у него стало пошаливать сердце, а проблемы с сокращением и перемонтированием фильма для проката в США, усугубили болезнь (американские продюсеры просто убили картину, изувечив ее до невозможности, но, к счастью, мы смотрим сейчас версию близкую к первоначальной).

В дальнейшем Серджо строил планы снять военный фильм о блокадном Ленинграде, но 30 апреля 1989 года он скоропостижно скончался в кинотеатре прямо во время киносеанса. Во время церемонии его похорон в церкви играла музыка Морриконе из «Однажды в Америке»...

Если подвести итог сотрудничеству Леоне и Морриконе, то можно смело сказать, что такие творческие дуэты создаются на небесах. В мировом кино сходные тандемы режиссеров и композиторов не редкость (Андрей Петров – Эльдар Рязанов, Тим Бертон – Дэнни Эльфман), но все-таки их творческие достижения по меркам мирового кинематографа далеки от достижений Морриконе и Леоне.

Музыка для вестернов: 1964 — 1973 гг.

"Семеро по лавкам" - семья Эннио
"Семеро по лавкам" - семья Эннио

Фильмы Леоне сделали имя Морриконе известным во всем мире, но не превратили его в миллионера, который мог тратить деньги в свое удовольствие, потихоньку сочиняя все, что придет в голову. Бюджеты первых вестернов Леоне были крайне ограниченными, поэтому Эннио пришлось добывать свою трудовую лиру в поте лица.

Маэстро работал как проклятый, и раздавал свои мелодии направо и налево, чем не преминули воспользоваться создатели вестернов - самого популярного жанра тех лет в итальянском кино. Помимо работы на Леоне, Морриконе написал музыку к двум десяткам вестернов итальянского производства.

Я уже упоминал, что еще до первого фильма Леоне, Морриконе сочинил запоминающуюся тему для «Дуэли в Техасе», но этим он не ограничился. Почти одновременно с первым вестерном «долларовой трилогии» вышел в прокат вестерн «Пистолет не знает аргументов» (1964) Марио Кайано.

Обложка диска саундтрека к фильму «Пистолет не знает аргументов»
Обложка диска саундтрека к фильму «Пистолет не знает аргументов»

Он сегодня напрочь забыт, но в нем звучит замечательная песня на музыку Морриконе «Lonesome Billy» (в исполнении Питера Тевиса) и великолепная «дикозападная» мелодия, которая на саундтреке совпадает с названием кино – «Le pistol No Discotuno». Этот саундтрек Морриконе не сильно уступает своему собрату из картины «За пригоршню долларов».

Что любопытно, в Германии о Морриконе зрители узнали именно по этому фильму (хотя и под псевдонимом), поскольку «За пригоршню долларов» Леоне добрался до западногерманских зрителей только в 1965 году, а «Пистолет» осенью 1964-го.

Обложка диска с саундтреками к вестернам про Ринго
Обложка диска с саундтреками к вестернам про Ринго

В 1965 году на экраны Италии вышел весьма популярный вестерн «Пистолет для Ринго» Дуччо Тессари, который в том же году обзавелся продолжением: «Возвращение Ринго».

Оба фильма на любителя, но тема, которую Морриконе написал для Ринго – «A Pistol for Ringo» заслуживает пристального внимания.

На нее итальянец Маурицио Граф спел песню на английском языке «Angel face», которая вошла в первый фильм.

В продолжении истории о Ринго прозвучала еще одна песня Маурицио Графа «Возвращение Ринго». По-моему, в ее основе лежит та же тема, несколько перелицованная Морриконе.

Из иных работ маэстро в жанре итальянского вестерна отмечу музыку Эннио для фильмов другого Серджо - Соллимы «Сдавайся и расплатись» («Большая перестрелка», 1966) и «Беги, человек, беги» (1968), в которых главные роли исполнил Ли Ван Клиф.

Пластинка с саундтреком к фильму «Сдавайся и расплатись»
Пластинка с саундтреком к фильму «Сдавайся и расплатись»

С этими саундтреками наблюдается некоторая путаница. В первом из них главная тема называется по-английски «Беги, человек, беги» и она больше известна по одноименной душераздирающей песне в исполнении Марии Кристины Бранкуччи (или просто Кристи), которая звучала в заглавных титрах вестерна.

Обложка диска к фильму "Беги, человек, беги" ("Смерть скачет на коне")
Обложка диска к фильму "Беги, человек, беги" ("Смерть скачет на коне")

Но эта песня использовалась именно в «Сдавайся и расплатись», а не в одноименном «Беги, человек, беги», где Морриконе в своей музыке ориентировался на мексиканские мотивы (что интересно, в титрах последнего фильма Эннио нет – в них фигурирует его постоянный дирижер и друг Бруно Николаи, поскольку по контракту с компанией Universal Морриконе не мог работать над вестерном Соллимы).

Обложка саундтрека фильма "Доллары текут рекой"
Обложка саундтрека фильма "Доллары текут рекой"

Достаточно интересные темы Морриконе использованы для вестернов «Навахо Джо» (1966) Серджо Корбуччи, «Доллары текут рекой» К.Лиццани (саундтрек вышел с английским названием фильма «The Hills run red», 1966), «Лицом к лицу» (1967) С.Соллимы, «Наемник» (1968) С.Корбуччи, «Тепепа» (1969) Д.Петрони, «Напарники» (1970) С.Корбуччи ...

Обложка саундтрека вестерна "Напарники"
Обложка саундтрека вестерна "Напарники"

После успеха фильмов Леоне в США, Морриконе начинает работать и над чисто голливудскими проектами. Хотя «Однажды на Диком Западе» формально считается американо-итальянским фильмом, поскольку основное финансирование было предоставлено Paramount Pictures, все-таки это не голливудская продукция. Вся киногруппа (за исключением трех актеров в главных ролях) была итальянская, а съемки происходили в Испании.

-18

Напротив, «Два мула для сестры Сары» (1969) – полноценный американский фильм (хотя и с мексиканским участием), в котором в главной роли снимался старый знакомый Морриконе – Клинт Иствуд. Надо сказать, что знакомы они были шапочно – об этом позднее рассказал сам Иствуд, когда вручал Морриконе «Оскар» в 2007 году. Эти легенды лишь несколько раз пересекались на съемках вестернов Леоне.

Для «мулов» Сары (одним из которых был герой Клинта) Морриконе написал хоть и не самую мелодичную вещь на свете, но весьма запоминающуюся. Основная тема для этого фильма сильно смахивает на назойливый шум жужжащих насекомых.

В 1970-е годы Морриконе практически перестал писать музыку для вестернов, но не смог отказаться от работы на продюсера Серджо Леоне, который работал над пародией на итальянские вестерны «Меня зовут Никто» (1973) с участием Теренса Хилла и Генри Фонда). Режиссер фильма - Тонино Валерии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: