Найти тему

Композитор Эннио Морриконе. Его лучшие работы в кино. Часть 3. 1964 — 1975 годы.

Продолжаю рассказ о лучших работах Эннио Морриконе. На этот раз я расскажу о его музыке в фильмах разных жанров за период 1964 - 1975 гг., за исключением вестернов.

Первые части моей статьи здесь:

К сожалению, подавляющее большинство картин, над которыми работал Морриконе в свой лучший период (с 1964 года по середину 70-х), за исключением вестернов Леоне, не оставили заметного следа в истории кино, хотя Эннио в эти годы написал великолепные мелодии для десятков фильмов.

Обложка диска с саундтреком к фильму Л.Сальче "Эль Греко" (1966)
Обложка диска с саундтреком к фильму Л.Сальче "Эль Греко" (1966)

И зачастую для одной картины он сочинял не одну главную тему с разными аранжировками, а по 2-3, которые сегодня живут собственной жизнью. Но были в биографии Морриконе и такие ленты, которые считаются этапными для кинематографа (например, триллеры Дарио Ардженто, «20 век» Б.Бертолуччи), где музыка Эннио лишь фон. Это работа ремесленника, а не композитора.

В 60-е годы Эннио был слишком увлечен мелодиями прерий, поэтому удачных работ в фильмах иных жанров на его счету не так уже много. К ним относятся:

«Открытие Америки» («La scoperta dell America»,1964)

Обложка диска с саундтреком фильма "Авантюрист"
Обложка диска с саундтреком фильма "Авантюрист"

«Авантюрист» (1967) Теренса Янга (исторический фильм с Энтони Куином)

«Птицы большие и малые» (1966) П.П.Пазолини.

Фильм Пазолини интересен не столько из-за музыки, которая звучит по ходу действия, сколько из-за оригинальной песни на мелодию Морриконе, которую спел знаменитый Доменико Модуньо. Текст песни звучит в начале фильма (на видео вверху) и почти дословно совпадает с его титрами!

Если говорить о фильмах, в которых сотрудничество композитора и режиссера привело к столь же выдающимся результатам, как в случае вестернов Леоне, то в 60-е годы такой фильм у Морриконе был всего один: «Сицилийский клан» (1969) Анри Вернейя.

кадр из фильма "Сицилийский клан". В центре - Лино Вентура.
кадр из фильма "Сицилийский клан". В центре - Лино Вентура.

Это отличное кино на стыке жанров гангстерского и полицейского фильмов с некоторым уклоном в увлекательную гангстерскую жизнь (что было характерно для французского кино в те годы). В фильме приняли участие 3 европейские суперзвезды разных поколений: Жан Габен, Лино Вентура и Ален Делон.

Для картины Морриконе записал одну основную тему (на саундтреке она называется «Сицилийский клан» («Il clan dei siciliani»). Эта мелодия с налетом обреченности звучит на протяжении всего фильма в разнообразных вариациях.

В этом боевике использовалась и более динамичная композиция, в которой нет никакой обреченности – на диске она называется «Tema per Le Goff» (комиссара Ле Гоффа в фильме сыграл Лино Вентура).

-5

Морриконе является композитором советско-итальянско-британского блокбастера «Красная палатка» (1969) Михаила Калатозова, но с этим фильмом произошла интересная история.

«Красная палатка» - это 2 фильма. Режиссер – один, актеры – те же самые, а фильма два – один для советского проката, с музыкой Александра Зацепина, а вторая версия этой картины – международная, по другому смонтированная, в которой использованы мелодии Морриконе.

Композитором этого фильма первоначально был утвержден Александр Зацепин, который написал превосходную тему для этой картины. Его мелодия интереснее, чем у Морриконе. Проблема была в том, что его музыку советская сторона не смогла вовремя записать и фильм, подготовленный итальянской стороной для международного проката, оказался без музыкальной дорожки.

Итальянский продюсер срочно рекрутировал безотказного Эннио, а тот, скорее всего, приспособил для «Красной палатки» то, что хранилось у него в загашнике. В итоге получилось то, что получилось. Сам Морриконе точно не стал бы включать эту картину в свое резюме: денег заплатили и ладно… Хотя по большому счету основная тема Морриконе не так уж и плоха.

-6

На рубеже 60-х-70-х годов Муза Морриконе трудилась как проклятая: 1970-72 годы выдались у Эннио весьма урожайными на хорошую музыку, но большинство фильмов тех лет сейчас подзабыты.

«Город насилия» (1970) С.Соллимы

Криминальный фильм для фанатов Чарльза Бронсона.

«Метелло» (1970) Мауро Болоньини

Скучная и глуповатая драма про жиголо Метелло была чрезвычайно популярна в Италии, но сейчас это безобразие выдержать трудно.

«Убей откормленного теленка и зажарь его» (1970) Сальваторе Сампьери

Для скучноватого триллера с идиотским названием Морриконе написал слишком хорошую тему. Было бы здорово приспособить ее в настоящее джалло, а не в этого «недожаренного теленка»…

«Калиффа» (1970) Альбрето Бевилаккуа

В этой производственно-сексуальной драме сыграли Уго Тоньяцци и Роми Шнайдер (Калиффа – имя ее героини).

Чертовка Роми выглядит в этой картине просто умопомрачительно, а безысходная мелодия Морриконе весь фильм откровенно намекает зрителю, что все закончится очень и очень плохо. И она не обманывает.

«Следствие по делу гражданина без всяких подозрений» (1970) Элио Петри стал одним из самых кассовых фильмов года в Италии (7-е место в прокате), получил «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке и положил начало моде на политическое итальянское кино.

К этому фильму Морриконе написал весьма подходящую тему, гармонирующую с отвратительной физиономией главного героя в исполнении Джан Мария Волонте.

«Ограбление» (1971) Анри Вернейя

«Хороший» грабитель в исполнении Жана-Поля Бельмондо вместе со своей шайкой весь фильм отбивается от «плохого» полицейского, в роли которого Омар Шариф.

«Сакко и Ванцетти» (1971) Джулиано Монтальдо

Обложка диска с саундтреком
Обложка диска с саундтреком

Драма о несправедливом суде над двумя будущими коммунистическими святыми третьего ряда сделала хорошую кассу в Италии и Франции.

Из этого фильма больше всего известны 2 песни на музыку Эннио, которые в оригинале исполнила американка Джоан Баэз (она была автором текстов), а после нее их перепевали Мирей Матье, Джанни Моранди и многие другие.

К сожалению, эти песни с событиями в картине связаны слабо и отдельно от фильма воспринимаются лучше: «Баллада о Сакко и Ванцетти», «Никола и Барт» («Here ҆ s to you»).

«Без видимых причин» (1971) Филиппа Лабро

-8

В этом добротном детективе Лабро играют Жан-Луи Трентиньян и Жан-Пьер Мариель. Основная тема, сочиненная Эннио, достаточно спокойная и в ней скорее есть скрытое предчувствие чего-то плохого, чем нагнетание напряжения, которое свойственно детективным триллерам.

Но есть в этом драматичном фильме напряженные эпизоды, которые Морриконе оформил иначе. Именно благодаря музыке мастера больше всего из фильма запоминается сцена, в которой комиссар в исполнении Трентиньяна бежит вокруг бухты к дому, откуда стрелял снайпер.

«Маддалена» (1971)

-9

Советские люди познакомились с мелодией «Chi Mai» в самом конце 80-х, посмотрев фильм «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера с Жан-Полем Бельмондо. Забыть музыку из этого фильма после его просмотра не получится, поскольку «Chi Mai» - одна из самых запоминающихся композиций Эннио Морриконе. Но создана она была задолго до «Профессионала».

Мастер написал ее для итальянского фильма «Маддалена» (1971), снятого поляком Ежи Кавалеровичем. Под эту мелодию одна итальянская девушка решала свои половые проблемы, что вряд ли можно назвать правильным применением для «Chi Mai».

В 1972 году вышел альбом известной итальянской певицы Мильвы, в котором она исполняла песни на музыку Морриконе, в том числе и «Chi Mai». Надо сказать, что без слов «Ки Май» воспринимается лучше.

Для «Маддалены» Эннио сочинил еще одну замечательную мелодию – «Come Maddalena». В этом видео ее исполняет оркестр под управлением Морриконе (Мюнхен, 2004 год). Было бы хорошо и ее приспособить для какого-нибудь выдающегося фильма, но не получилось.

«Что они сделали с Соланж?» (1972) Массимо Далламано

Обложка диска с фильмом
Обложка диска с фильмом

Для джалло-триллера Морриконе сочинил весьма печальную и душевную мелодию, которая не очень подходит для этого триллера.

«Любовь умирает» (1972) Карло Карункио

Драма с Сильваной Мангано

«Мастер и Маргарита» (1972) Александра Петровича

Маргарита и Мастер
Маргарита и Мастер

В роли Мастера в этом итало-югославском кино снялся Уго Тоньяцци. Морриконе не знал, о чем будет фильм и просто написал печальную и красивую мелодию.

«Адское трио» (1974) Франсиса Жиро

кадр из фильма
кадр из фильма

Главная музыкальная тема из этого французского тошнотворного фильма о трех серийных убийцах однозначно известнее, чем само кино с Мишелем Пикколи и Роми Шнайдер.

«Секрет» (1974) Робера Энрико

кадр из фильма
кадр из фильма

Детективная драма с Ж-Л.Трентиньяном и Ф.Нуаре с безысходным финалом и такой же музыкой. Если вы думали, что самые жуткие спецслужбы существуют в ... к примеру, в США, то вы ошибаетесь – они были во Франции в 70-е… По крайней мере, так полагали создатели этого кино.

«Моисей» (1974) Д. Де Бозио

Обложка диска с саундтреком к фильму
Обложка диска с саундтреком к фильму

Для итальянско-британского телесериала Эннио сочинил монументальную тему, под которую так и хочется завести толпу людей в пустыню и там ее оставить….

«Страх над городом» (1975) Анри Вернейя

Фильм Анри Вернейя «Страх над городом» к числу великих не относится, но это крепко сделанный триллер с Бельмондо, находящимся в расцвете сил. По сюжету фильма в Париже орудует серийный убийца, наводящий страх на жителей. За поимку убийцы в кино отвечал Бельмондо, а за атмосферу страха Морриконе, который написал замечательную тревожную тему.

В нагнетании ужаса на зрителей Эннио помог его старинный друг и соратник – мастер художественного свиста Алессандро Алессандрони, чей зловещий свист способен напугать кого угодно.

Морриконе много писал музыки для триллеров Дарио Ардженто, для джалло и прочих «ужасов», но по-настоящему «ужасных» мелодий в его фильмографии не было. Более-менее ему удалась музыкальные дорожки двух джалло-триллеров: «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970) и «Убей откормленного теленка и зажарь его» (1970).

«Страх над городом» - образцовый саундтрек для триллера и лучшая работа Морриконе в этом жанре, хотя в определенном роде она является автоплагиатом: основная тема основана на фрагментах мелодии Эннио из детектива «Без видимых причин». Но в том фильме развития эти фрагменты не получили, а здесь он довел эти наброски до ума.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: