Найти тему

Друг Морриконе - соловей Сандро Алессандрони. Свисти громче – знаменитым станешь! Часть 1.

Алессандро Алессандрони
Алессандро Алессандрони

В 1964 году во время работы над саундтреком к эпохальному вестерну «За пригоршню долларов» композитор Эннио Морриконе дал режиссеру Серджо Леоне прослушать одну из своих песен, которую он записал с американским певцом Питером Тевисом (Эннио считал, что он всего лишь сделал аранжировку старой песни Вуди Гатри, но в реальности он сочинил новую музыкальную композицию).

Леоне мелодия понравилась, но он не хотел использовать в своем фильме песню и попросил Эннио заменить слова свистом.

Морриконе и Алессандрони
Морриконе и Алессандрони

Морриконе обратился за помощью к своему другу детства – музыканту Алессандро Алессандрони, которого он звал просто Сандро (кстати, Леоне и Морриконе тоже в детстве были знакомы друг с другом, поскольку учились в одной школе, но они не были друзьями).

Сандро Алессандрони был известен в музыкальных кругах как отличный свистун – еще с 50-х годов, когда он работал музыкантом в оркестре композитора и дирижера Нино Рота. Тем ни менее до момента совместной работы с Морриконе способности Алессандро по части художественного свиста не находили достойного применения.

Алессандрони откликнулся на просьбу Эннио, и в результате сотрудничества двух друзей детства была записана главная тема для первого вестерна Серджо Леоне «За пригоршню долларов» (на дисках она обозначена как Titoli).

При запиcи этой мелодии Сандро не только свистел, но и играл на соло-гитаре, а хор под руководством Алессандро подпевал на заднем плане.

Когда вы будете слушать эту композицию, то обратите внимание, как свист и гитара сменяют друг друга: сначала мелодию ведет своим голосом Алессандрони, затем он умолкает и на первый план выходит его гитара, после чего солист вновь насвистывает, и опять через некоторое время его голос сменяет гитара…

Каноническая версия мелодии Морриконе благодаря Алессандрони стала маленьким музыкальным шедевром, чего не скажешь о песне, исполненной Тевисом на ту же мелодию.

-3

Вот так, громко насвистывая великую мелодию Эннио Морриконе и аккомпанируя себе на гитаре, Алессандро Алессандрони вошел в историю кино.

Правда, в тот момент, когда фильм триумфально шел в кинотеатрах Италии, а чуть позже и остальной Европы, публика и понятия не имела, кто он такой. Ведь имени выдающегося свистуна в титрах не было. Как не было там фамилий режиссера и композитора, которые скрывались за псевдонимами.

Но главное не быстрая слава, а то, что работа Сандро над музыкой к «Пригоршне», положила начало длительному сотрудничеству Алессандрони с великим дуэтом Леоне-Морриконе. Не сразу, но публика в итоге узнала, кто такой Алессандрони и чем он матери-истории ценен.

И это сотрудничество, чего уж греха таить, позволило стать Алессандрони самым известным свистуном не только в Италии, но и в мире.

На видео вверху запись живого выступления Алессандрони, насвистывающего мелодии Морриконе из вестернов Леоне.

К сожалению, на территории одной шестой части суши об этом человеке так и не узнали. Да и в современной России Сандро не особенно известен, если не сказать больше.

На все руки мастер

-4

Прежде чем познакомить вас с дальнейшей карьерой самого голосистого кино-соловья Италии, нельзя не рассказать, каким разносторонним человеком был Алессандро.

Так получилось, что его карьера в кино в качестве свистуна несколько заслонила другие его творческие ипостаси, которых у него было немало. И случай Алессандрони не исключение из правила - подобное частенько случается с талантливыми людьми. Какое-то из их дарований получает значительно большее общественное признание, чем другие.

По моему мнению, карьера Алессандрони сильно напоминает творческую биографию его более молодой коллеги Норы Орланди (Сандро 1925 года рождения, Нора - 1933-го), с которой они несколько лет даже пели в одном ансамбле.

В молодости они оба научились играть на различных инструментах: Нора на фортепиано и скрипке, Алессандро на гитаре, фортепиано, аккордеоне, саксофоне, флейте, мандолине и ситаре!

Орланди на заре своей карьеры попала в оркестр RAI, Алессандро поработал в оркестре Нино Рота. Нора создала свой хоровой квартет «2+2», в котором была одной из солисток. Сандро стал рядовым участником этого хора в 1954-1956 гг., после чего ушел в самостоятельное плавание и по примеру Орланди собрал собственный хоровой ансамбль из четырех человек: «Quarteto Caravels».

На этом фото ансамбля «2+2» Нора – вторая справа, а первый слева - Алессандро.
На этом фото ансамбля «2+2» Нора – вторая справа, а первый слева - Алессандро.
Сандро - справа. 1956 год.
Сандро - справа. 1956 год.

В 1962 году Сандро переформатировал свой квартет в хор из восьми человек «I Cantori Moderni di Alessandroni» («Современные певцы Алессандрони»).

Этим поступком он вновь явно скопировал Орланди, которая годом ранее создала хор из восьми солистов, назвав его «4+4 Норы Орланди». Сходство между двумя хоровыми ансамблями еще больше усугублялось тем обстоятельством, что у Норы в хоре пела сестра Паола, а у Алессандрони - его жена Джулия Де Мутиис.

На этом фото с обложки пластинки «Quarteto Caravels» Сандро с женой стоят в центре.
На этом фото с обложки пластинки «Quarteto Caravels» Сандро с женой стоят в центре.
Алессандро поет вместе со своим ансамблем «I Cantori Moderni di Alessandroni» (он первый из мужчин).
Алессандро поет вместе со своим ансамблем «I Cantori Moderni di Alessandroni» (он первый из мужчин).

«Современные певцы Алессандрони» стали постоянными конкурентами хора Орланди при записи песен различными популярными исполнителями.

Но конкуренция в данном плане не означала вражду – у Орланди и Алессандрони были и общие проекты. Например, ее вокал можно обнаружить на саундтреке Алессандрони «Самая длинная ночь дьявола» (1971).

Если углубиться в изучение конвертов старых пластинок родом из 60—70-х годов, то можно заметить, что их ансамбли часто участвовали в записи разных композиций одного и то же альбома – например, у Джанни Моранди, Риты Павоне, Эннио Морриконе (саундтрек к фильму «I Malamondo»), Рики Шайена…

-9

Смешно, но Сандро словно ждал, чем займется Нора, чтобы последовать ее примеру.

Орланди в 1966 году начала на постоянной основе писать музыку для фильмов (поначалу для вестернов) и преуспела в этом, записав несколько выдающихся саундтреков (сегодня она больше известна именно в качестве автора музыки для фильмов).

И что вы думаете: Алессандрони тоже стал кинокомпозитором! И в то же самое время!

-10

По сведениям с личного сайта Алессандрони первый фильм с его музыкой – «Семь долларов на красном» (тоже вестерн!) увидел свет в 1966-м году…

Сандро работал над музыкальной дорожкой к этому фильму совместно с итальянским композитором Франческо Де Мази (помимо написания музыки Сандро спел песню, которая была использована в картине).

Для следующего вестерна - «Иди.. убей и вернись» (1967) эти парни тоже писали музыку вместе.

Следует отметить, что не все источники сходятся на том, что Сандро был композитором картины «Семь долларов на красном». В базе IMDb и нашем «Кинопоиске» в качестве первого фильма Алессандрони-композитора указан «Иди.. убей и вернись» (1967), а «Семь долларов на красном» в фильмографии композитора Алессандрони нет.

Противоречивость информации, вероятно, вызвана тем, что Де Мази и Алессандрони в те годы тесно работали вместе, но в титрах названных вестернов композитором указывался только Де Мази.

Реальная информация об участии Алессандрони в создании музыки восстанавливалась уже постфактум – как по воспоминаниям участников событий, так и по пластинкам и дискам с музыкой к фильмам.

Подобная история произошла с участием Сандро в написании главной темы для вестерна «Аризона Кольт» (1966).

В кинобазах такого фильма за Алессандрони не числится (его композитором назван Де Мази), а по факту основную тему фильма Франческо писал вместе с Алессандро, что было отражено на компакт-диске с саундтреком (Сандро также написал песню к фильму и поучаствовал в записи музыки в качестве гитариста, свистуна и руководителя своего ансамбля).

На обложке диска Алессандрони указан в качестве соавтора основной темы фильма
На обложке диска Алессандрони указан в качестве соавтора основной темы фильма

В кинопроизводстве подобные истории происходят даже в наши дни – бывает, что в титрах фильма указывается один автор сценария, а в реальности их несколько.

-12

Если взять карьеру Алессандрони на поприще создания музыки для кино, то в целом можно сказать, что здесь его успехи скромнее, чем у Норы Орланди.

Достаточно посмотреть названия его фильмов, чтобы убедиться в том, что его карьера композитора в кино не удалась: «Венский душитель» (1971), «Докторша под простыней» (1976), «Женский лагерь 119» (1977), «Монашка-убийца» (1979), «Порно экзотическая любовь» (1980).

У Орланди или Де Мази тоже фильмография не ахти, но у них даже в плохих картинах есть отличные саундтреки, а Алессандрони в этом плане особо похватать нечем: могу отметить лишь пару его совместных работ с тем же Де Мази, анимационный фильм «Мировое турне любовников Пейне» (1974), картину «Монашка-убийца»…

Музыка из последнего фильма выпущена на компакт-диске, а некоторые темы есть на Ютубе и Яндекс Музыке. Ниже одна из них.

Я полагаю, что Алессандрони в качестве кинокомпозитора был больше музыкальным оформителем фильмов, а не настоящим творцом, который выступает соавтором картины, вместе с режиссером и сценаристом.

В роли композитора он больше проявил себя, когда работал не для кино, а писал для души экспериментальную музыку, но эти его мелодии предназначены для тонких ценителей, а не широкой публики.

Желающие могут прослушать альбом Алессандрони с музыкой в стиле индастриал “Light and Heavy Industry” (1982). В начале 80-х годов 20 века подобная музыка была еще в новинку….

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: