При всей нашей любви к итальянскому композитору Эннио Морриконе (1928 – 2020) и его мелодиям, которые любой киноман помнит по десяткам фильмов, общественная оценка этого композитора весьма сдержанная.
Достаточно заглянуть в российскую Википедию, чтобы убедиться в этом. Морриконе в соответствующей статье охарактеризован как «итальянский композитор, аранжировщик и дирижер». Даже не выдающийся композитор! И уж тем более не лучший композитор 20 века, работавший в кино.
Из Википедии человек, который поверхностно знаком с киномузыкой 20 столетия, даже не поймет, чем Морриконе принципиально отличается от других известных кинокомпозиторов – например, американцев Джеймса Хорнера или Дэнни Эльфмана.
Более точно отозвалась об Эннио итальянская Википедия: «один из самых важных, плодовитых и влиятельных кинокомпозиторов всех времен». В английской Википедии к Морриконе отнеслись еще с большим уважением: о нем написана достаточно подробная статья, в которой он охарактеризован как «один из величайших кинокомпозиторов всех времен».
Но и здесь наблюдается принижение заслуг Мастера. Он не один из, он - кинокомпозитор № 1 в мире (без каких-либо конкурентов на горизонте) и один из величайших композиторов всех времен. Не нужно делать скидок на его работу в кино. Не имеет никакого значения, что свои главные мелодии он написал для фильмов, если в результате люди их слушают без всякой привязки к картинам, в которых они звучат.
Место Морриконе в одном ряду с Моцартом и Полом Маккартни на самой вершине музыкального Олимпа, а не по соседству со своими коллегами-композиторами, сделавшими себе имя в кино - Нино Рота и Джерри Голдсмитом.
"Два лица" Морриконе.
Основное отличие Эннио от множества своих коллег, работающих в кино, заключается в том, что он – полноправный соавтор десятков фильмов, над которыми работал в качестве композитора.
Чтобы было понятно, о чем я веду речь, необходимо сказать пару слов о работе композитора в кино. По современному законодательству композитор считается соавтором фильма – наряду со сценаристом и режиссером, но если честно, то вклад композитора редко сопоставим с работой режиссера и сценариста.
Та музыка, которую мы слышим в кино, чаще всего просто некий фон для происходящих событий, который нами практически не воспринимается, а те люди, которых указывают в качестве композиторов, в реальности ничего нового не создали, а поработали над картиной как музыкальные оформители.
Не секрет, что профессионалу несложно взять ранее написанную музыку (например, что-нибудь классическое – что редко слушают и почти не помнят), немного обработать ее, к примеру, исполнив в ином темпе или используя разные аранжировки, и в результате получается «новая» музыка.
В кино зритель услышит что-то тревожное, мрачное или веселое, но без явно различимой мелодии или с такой мелодией, которую он вроде бы неоднократно слышал, но не помнит где. В результате такой саундтрек будет забыт зрителем сразу же после просмотра фильма.
Музыка, которая действительно запоминается и способствует успеху картины – явление редкое. И чтобы ее написать, нужен не ремесленник, а настоящий композитор. Морриконе как композитор создал сотни новых мелодий – иногда по нескольку для одного фильма. И в этом с ним не может сравниться ни один из композиторов прошлого и настоящего.
Более того, в некоторых классических саундтреках Морриконе можно найти столько замечательных мелодий, сколько не смогли написать за всю свою кинокарьеру такие известные композиторы как Ханс Циммер, Джеймс Хорнер или Марко Белтрами.
Это происходит потому, что даже весьма популярные кинокомпозиторы – например, Ханс Циммер и Дэнни Эльфман – во множестве своих фильмов используют одну и ту же музыкальную тему в разных вариациях. Но они хотя бы авторы этой мелодии.
Джеймс Хорнер и вовсе никакой собственной темы не имел. Он не композитор, а типичный музыкальный оформитель, но крайне востребованный. По количеству оформленных им голливудских блокбастеров (часто испорченных невнятной музыкальной дорожкой) с Хорнером даже сравнить некого – он настоящий король музыкальных оформителей.
На счету Эннио более 400 картин, где он указан в титрах как композитор. Разумеется, будь ты хоть трижды Морриконе, невозможно сочинить столько новых мелодий для такого количества фильмов.
Надо понимать, что работа над саундтреком – это не только написание основной музыкальной темы. В эту работу входит полноценное музыкальное оформление картины, при котором помимо основной может быть еще несколько тем, а также их вариации для сопровождения тех или иных эпизодов фильма, записанные в разном темпе, с использованием различных инструментов.
Нередко в саундтреках присутствуют различные обработки популярных музыкальных жанров: вальса, танго и т.п. Все это надо найти, обработать, записать…
В лучшие для Морриконе годы на экраны ежегодно выходило более 20 фильмов с его музыкой: в 1968-м – 22 картины, в следующем году – 24, в 1971-м – 23, а рекорд был поставлен в 1972 году – 28 киноработ! Не следует забывать, что помимо работы в кино Эннио писал музыку еще и для эстрадных исполнителей.
Хорошо, если хотя бы пятая часть всех работ Морриконе в кино действительно содержит новые интересные мелодии. Большая часть тех фильмов, где в титрах в качестве композитора значится Эннио, все-таки сделаны умелым ремесленником, который лишь мастерски оформил музыкальную дорожку этих картин, но не сочинил ничего нового, достойного упоминания. Среди них не только малоизвестные картины, вроде «Галилей» (1968), «Верушка» (1971) и «Кто видел ее смерть?» (1972), но и блокбастеры - «20 век» (1976), «Багси» (1991) и на «На линии огня» (1993)....
Вероятно, люди, чей слух "испорчен" прослушиванием классической симфонической музыки, отыщут и в этих произведениях что-то интересное, и даже могут получить удовольствие, но «глубинному» зрителю (слушателю), выросшему на русском шансоне, ловить здесь нечего. Для обычного «пролетарского» уха это просто музыкальный фон. Прослушал и забыл.
Моя статья посвящена тем киноработам Морриконе, в которых он проявил себя Творцом, а не музыкальным оформителем звуковой дорожки. Обо всех достижениях Эннио в качестве композитора я постарался упомянуть, хотя наверняка что-то упустил, поскольку ознакомился не со всеми работами мастера в кино. Тем ни менее, около 330 саундтреков Маэстро я все-таки прослушал, и некоторые не по одному разу (не считая многократного просмотра той киноклассики, где звучали мелодии Морриконе).
Великий дуэт: Эннио Морриконе + Серджо Леоне.
Имя Морриконе настолько тесно связано с именем режиссера Серджо Леоне, что они уже не воспринимаются по отдельности. Если речь заходит о фильмах Леоне, то неизбежно будет упомянуто, что в них звучит музыка Морриконе, а когда вспоминают композитора, то обязательно будет отмечено, что популярность ему принесли мелодии из вестернов этого режиссера.
И это справедливо. Без Леоне не было бы того Морриконе, каким мы его знаем, а без Морриконе не возник бы новый жанр (итальянского вестерна), отцом которого является Леоне.
Учитывая, что эти парни были одноклассниками в школе, а работать в кино начали примерно в одно время, со стороны кажется, что появление этого творческого дуэта друзей по школе было вполне закономерным.
На самом деле создание этого дуэта - дело случая. Для работы над своим первым вестерном «За пригоршню долларов» Леоне собирался привлечь композитора Анджело Франческо Лаваньино, с которым работал над предыдущей картиной «Колосс Родосский» (1961), но продюсеры посоветовали ему обратиться к молодому Морриконе, который только что дебютировал в жанре вестерна, написав запоминающуюся тему для фильма «Дуэль в Техасе» (она и сейчас на слуху, но больше известна по песне «A Gringo Like Me»).
Леоне повстречался с Эннио и только во время этой встречи узнал, что когда-то они вместе учились в начальной школе. Более 20 лет назад.
«За пригоршню долларов» (1964)
Начало работы над фильмом не обошлось без споров - Леоне хотел одно, Эннио предлагал ему другое, но в итоге все получилось так, как надо.
В фильме 2 основные темы: одна главная, без названия, которая на итальянских саундтреках обозначается «Titoli» (на видео вверху) – она звучит в начале картины, а потом в разных аранжировках по ходу картины – на диске эти переделанные композиции обозначены как «Doppi Giochi», «Cavalcata» и «Per un pugno di dollari» (Finale), а другая, печальная, имеет названия «Per un pugno di dollari» («За пригоршню долларов») № 1 и № 2. Вторая использовалась реже, в основном перед дуэлями.
Печальную «За пригоршню» Морриконе написал специально для фильма, взяв за основу собственную колыбельную для театральной пьесы, а заготовка для «Titoli» уже была в загашнике у маэстро. Эта великолепная мелодия стала результатом аранжировки, которую Эннио делал на песню американского певца Вуди Гатри «Pastures of Plenty» для другого американского исполнителя – Питера Тевиса (эту песню можно послушать на Ютуб, но это не оригинальная аранжировка Морриконе, а более поздняя версия на основе музыки из фильма).
Леоне сразу оценил потенциал этой аранжировки, которая по моему скромному разумению не имела ничего общего с песней Гатри. Режиссер лишь попросил, чтобы слова были заменены на свист. В этом деле Морриконе помог известный в будущем кинокомпозитор, дирижер и свистун Алессандро Алессандрони (кстати, он тоже друг детства Эннио, хотя и был старше его на 3 года – все-таки Италия страна маленькая…).
В результате насвистывания Алессандрони под музыку Эннио была создана та каноническая мелодия, которая ассоциируется с вестернами Леоне и музыкой самого Маэстро. Первая из гениальных работ Морриконе, которую, впрочем, он таковой не считал. Но мы – зрители, нам видней.
Фильм «За пригоршню долларов» вышел в сентябре 1964 года и произвел фурор в Италии, хотя и не сразу (до других европейских стран он добрался только в следующем году).
Будет неправильным сказать, что «на следующий день Эннио проснулся знаменитым». В титрах фильма имени Морриконе не было, а композитором значился Лео Николс (в версии для американского рынка - Дэн Савио).
Псевдоним «Дэн Савио» Эннио использовал и в своем первом вестерне «Дуэль в Техасе». Подобная практика была характерна именно для итальянских вестернов, поскольку продюсеры этих фильмов в те годы считали, что американский вестерн привлечет в кинотеатры большую аудиторию, чем доморощенный. Для этого в них активно приглашали американских актеров, а создатели фильма - итальянцы прятались за американскими именами (Леоне в титрах стал Бобом Робертсоном).
После столь удачной работы над «Пригоршней», было бы безумием со стороны режиссера и композитора прервать перспективное сотрудничество. К счастью, для всех Серджо Леоне в дальнейшем работал исключительно с Морриконе, даже в тех случаях, когда он был не режиссером, а продюсером фильма.
«На несколько долларов больше» (1965)
Второй совместный вестерн Серджо и Эннио вышел на экраны Италии в самом конце 1965 года. «Хорошего» ковбоя в этом фильме вновь сыграл Клинт Иствуд, роль плохого (совсем плохого!) по привычке примерил на себя Д.М.Волонте, а в напарники Иствуду Леоне выбрал не очень известного американского актера Ли Ван Клифа, который к тому времени, по сути, закончил с кино, но режиссер уговорил его вернуться на съемочную площадку.
Морриконе для фильма написал две основных темы: первая – та, что «cо свистом» (на видео вверху). За свист вновь отвечал друг Эннио – А.Алессандрони. Эта тема звучит в разных обработках на протяжении всего фильма (с нее вестерн начинается, ей же и заканчивается), но в некоторых аранжировках свист не используется.
Можно смело сказать, что это основная тема фильма. Я бы ее обозначил как тему «охотников за головами», поскольку оба положительных героя в исполнении К.Иствуда и Ли Ван Клифа занимались этим опасным ремеслом.
Вторая мелодия – «с часиками» (вверху). Эта музыка в различных аранжировках использовалась в тех сценах, где фигурировали карманные часы с крышкой (весьма важные для сюжета). Прозвучала она и в финальной дуэли. Обычно вслед за тем, как зритель слышал «часики», кто-то умирал, поэтому ее с полным основанием можно назвать «темой смерти». Поначалу эта тема существовала в виде песни, но от слов позднее отказались.
Но была на саундтреке и еще одна запоминающаяся печальная мелодия, которая, скорее всего, представляет аранжировку темы «с часиками», хотя я могу и ошибаться. Она звучит в паре эпизодов, включая прощание двух главных героев после финальной дуэли.
Помимо названных музыкальных тем, по ходу действия в этом вестерне использовались различные тревожные музыкальные вставки, не связанные с основными мелодиями. В каждом «свободном месте», не занятом разговорами, режиссер старался использовать музыку.
Во втором вестерне Леоне имя Морриконе уже фигурировало в титрах, что понятно. После триумфа «За пригоршню долларов» создателям нового вестерна не было никакого смысла прятаться за псевдонимами.
«Хороший, плохой, злой» (1966)
В завершающем фильме «долларовой трилогии» Серджо Леоне вновь использовал несколько мелодий Морриконе, из которых 3 темы можно назвать главными.
Чаще всего в картине используется мелодия с имитацией воя койота («аааа, уауа») в различных аранжировках. На итальянских дисках она обозначается как «Titoli», а в иных аранжировках имеет другие названия.
На видео вверху ее исполняет Датский национальный симфонический оркестр, и весьма близко к оригиналу.
Вторая тема – «Жажда золота» «(L’Estasi Dell’Oro», по-английски – «Ecstasy of Gold»). Она использована Леоне в эпизоде на военном кладбище, по которому в течение трех минут бегает один из героев («злой» Туко) в поисках могилы с золотом.
Если судить по происходящему на экране, то это достаточно проходной эпизод. Герои нашли кладбище, на котором им нужно отыскать могилу одного убитого солдата. Понятно, что это занятие не из легких, но что может быть занимательного в этом процессе?
Леоне с помощью музыки Морриконе не только удалось снять компактный эпизод, от которого невозможно оторваться при просмотре – у него одновременно получилось мощное антивоенное высказывание. Когда Туко бежит по кладбищу среди могил, то возникает ощущение, что это военное кладбище поистине бескрайнее – кажется, что на нем захоронены тысячи убитых, погибших на непонятной войне неизвестно за что. Мелодия Эннио, украшенная мощным голосом итальянской певицы Эдды Дель Орсо, держит на себе весь эпизод.
В «Хорошем плохом, злом» нетрудно заметить, что Леоне монтировал некоторые сцены как музыкальные видеоклипы, подгоняя визуальный ряд под музыку Морриконе. Это видно не только по «Жажде золота». Сходным образом режиссер сделал следующий большой эпизод – знаменитую «тройную дуэль» между Хорошим, Плохим и Злым, снятую все на том же кладбище (кстати, оно было создано специально для съемок фильма).
В «тройной дуэли» использована мелодия, которая на диске называется «Il Triello» («The Trio – Main Title» в американских изданиях). Кульминация финальной разборки заключается не в перестрелке (как можно было бы предположить), а в предшествующим чередовании крупных планов лиц участников дуэли.
Нарастающие сомнения "злого" и "плохого", а также уверенность в себе "хорошего" мы видим по их лицам и глазам. А музыка во время этой сцены идеально нагнетает напряжение, как у дуэлянтов, так и зрителей, неспешно подводя дело к кульминации поединка и фильма в целом.
Но названные мной три мелодии не исчерпывают содержание саундтрека к фильму. В нем было использовано еще несколько запоминающихся мелодий: в эпизоде «прогулки» Туко и Блондина по пустыне («Il deserto»), при появлении падре Рамиреза (брата Туко), «солдатская тема» (песня солдатского хора в лагере для заключенных).
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ССЫЛКЕ ВНИЗУ: