Вопрос о северном морском пути есть один из самых старых вопросов. Начало его должно теряться в глубокой древности, так как он не мог не интересовать древних учёных со стороны географической, то есть в смысле кругового объезда всего старого света. История не даёт нам сведений, кто первым прошёл морем в Сибирь, но в описаниях плаваний иностранцев имеются указания, что русские их упредили в этом деле.
Кто же прошёл первым Северным морским путём?
Андрей Ипполитович Вилькицкий родился 13 июня 1858 года (все даты по н.ст.) в городе Саратове в семье дворянина Минской губернии. По окончании классической гимназии он приезжает в Санкт-Петербург, поступает в специальный юнкерский класс кадетского корпуса. Затем учится в Николаевской Морской академии, вскоре его прикомандировывают к Гидрографическому департаменту и направляют в Пулковскую обсерваторию для прохождения специальной геодезической подготовки. По окончании подготовки в обсерватории Андрей Ипполитович служит в Гидрографическом управлении, ему поручают ряд научных работ по измерению силы тяжести с помощью маятников в ряде городов России и на Новой Земле.
После поражения в Русско-Японской войне в 1905 году правительство прислушалось к мнению видных российских учёных, в их числе был и Дмитрий Иванович Менделеев, о необходимости исследования морей Северного Ледовитого океана и использования его для переходов военных кораблей. В 1907 году Андрей Ипполитович назначен исполняющим дела начальника главного гидрографического управления и с присущим ему энтузиазмом приступил к подготовке Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Решение об организации ГЭ СЛО было принято после доклада товарища Морского министра «О необходимости продолжения гидрографических работ в Северном Ледовитом океане для открытия морского сибирского пути».
1 мая 1908 года в 13.00 на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялась закладка двух ледоколов, предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством. После молебствия закладку совершил начальник главного гидрографического управления генерал-лейтенант А.И. Вилькицкий. В 1910 году была организована Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на первых отечественных ледокольных транспортах «Таймыр» под командованием Б.В. Давыдова и «Вайгач» под командованием А.В. Колчака.
Вилькицкий смело пошёл на раздельное плавание ледоколов с использованием телеграфной связи, что и привело к удивительным результатам. «Решение начальника экспедиции – попытаться найти проход севернее Новосибирских островов – было для нас радостной неожиданностью», – писал врач ГЭ СЛО Л.М. Старокадомский.
4 сентября 1913 года участники экспедиции высадились на открытую ими землю под русское «Ура» и торжественно водрузили государственный флаг России на бамбуковом флагштоке. В приказе командира экспедиции говорилось: «Нам удалось достигнуть мест, где ещё не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскин не широкий океан, как считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, объясняет много в распределении льдов океана и даёт новое направление поискам Великого пути»!
Экспедиция под руководством Бориса Андреевича совершила последнее великое географическое открытие, увеличив территорию России в мирное время на 37 тысяч кв. километров. Находясь в Санкт-Петербурге, Борис Андреевич прежде всего поднял вопрос справедливой оплаты нижним чинам экипажей и врачам. Впервые он предложил и обосновал необходимость и возможность применения самолётов в морских полярных исследованиях для целей разведки состояния льдов и выбора наилучшего пути. Вилькицкий поднял вопрос о правовых возможностях кораблей экспедиции при охране государственных интересов в российских территориальных водах. Главный Морской штаб разрешил транспортам «Таймыр» и «Вайгач» поднять военный кормовой флаг и поступать в соответствии с выданной им «Инструкцией по охране промыслов».
Плавание 1914 года закончилось тяжёлой зимовкой у западных берегов полуострова Таймыр. Родные и близкие участников экспедиции долгое время не получали известий об экспедиции.
Во время зимовки постоянно выполнялась тяжёлая экспедиционная работа, научные исследования, приказом вменены прогулки, футбол, катание на лыжах, занятия с командой различными образовательными предметами. Опасались, что возможна и вторая зимовка, запасов продуктов не было. Совместно с Гидрографическим управлением был составлен план пешего перехода партии из 40 матросов «Таймыра» и «Вайгача» на «Эклипс» (под командованием Отто Свердрупа, принимавшего участие в организованной Морским министерством экспедиции по поиску пропавших экспедиций В.А. Русанова и Г.Л. Брусилова), а затем до Гольчихи.
Как только позволила ледовая обстановка, ледоколы направились на запад и 3 сентября 1915 года на Соборной площади Архангельска встречали экспедицию Б.А. Вилькицкого в составе транспортов «Таймыр» и «Вайгач» и «Эклипс»
Опубликовано в журнале Уральский следопыт
Авторы: Тихомирова Ирина, Тихомирова Анастасия
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях