Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Открыватели новых земель

Оглавление
   Карта плавания экспедиции в 1914 – 1915 годах. Фото из архива семьи Евгенова Н.И. stalker
Карта плавания экспедиции в 1914 – 1915 годах. Фото из архива семьи Евгенова Н.И. stalker

Вопрос о северном морском пути есть один из самых старых вопросов. Начало его должно теряться в глубокой древности, так как он не мог не интересовать древних учёных со стороны географической, то есть в смысле кругового объезда всего старого света. История не даёт нам сведений, кто первым прошёл морем в Сибирь, но в описаниях плаваний иностранцев имеются указания, что русские их упредили в этом деле.

Кто же прошёл первым Северным морским путём?

Андрей Ипполитович Вилькицкий родился 13 июня 1858 года (все даты по н.ст.) в городе Саратове в семье дворянина Минской губернии. По окончании классической гимназии он приезжает в Санкт-Петербург, поступает в специальный юнкерский класс кадетского корпуса. Затем учится в Николаевской Морской академии, вскоре его прикомандировывают к Гидрографическому департаменту и направляют в Пулковскую обсерваторию для прохождения специальной геодезической подготовки. По окончании подготовки в обсерватории Андрей Ипполитович служит в Гидрографическом управлении, ему поручают ряд научных работ по измерению силы тяжести с помощью маятников в ряде городов России и на Новой Земле.

   Андрей Ипполитович Вилькицкий. stalker
Андрей Ипполитович Вилькицкий. stalker

После поражения в Русско-Японской войне в 1905 году правительство прислушалось к мнению видных российских учёных, в их числе был и Дмитрий Иванович Менделеев, о необходимости исследования морей Северного Ледовитого океана и использования его для переходов военных кораблей. В 1907 году Андрей Ипполитович назначен исполняющим дела начальника главного гидрографического управления и с присущим ему энтузиазмом приступил к подготовке Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Решение об организации ГЭ СЛО было принято после доклада товарища Морского министра «О необходимости продолжения гидрографических работ в Северном Ледовитом океане для открытия морского сибирского пути».

-3

1 мая 1908 года в 13.00 на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялась закладка двух ледоколов, предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством. После молебствия закладку совершил начальник главного гидрографического управления генерал-лейтенант А.И. Вилькицкий. В 1910 году была организована Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на первых отечественных ледокольных транспортах «Таймыр» под командованием Б.В. Давыдова и «Вайгач» под командованием А.В. Колчака.

Вилькицкий смело пошёл на раздельное плавание ледоколов с использованием телеграфной связи, что и привело к удивительным результатам. «Решение начальника экспедиции – попытаться найти проход севернее Новосибирских островов – было для нас радостной неожиданностью», – писал врач ГЭ СЛО Л.М. Старокадомский.

   Подъём флага на открытой Земле Императора Николая II (ныне Северная Земля). stalker
Подъём флага на открытой Земле Императора Николая II (ныне Северная Земля). stalker

4 сентября 1913 года участники экспедиции высадились на открытую ими землю под русское «Ура» и торжественно водрузили государственный флаг России на бамбуковом флагштоке. В приказе командира экспедиции говорилось: «Нам удалось достигнуть мест, где ещё не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал. Мы установили, что вода на север от мыса Челюскин не широкий океан, как считали раньше, а узкий пролив. Это открытие само по себе имеет большое научное значение, объясняет много в распределении льдов океана и даёт новое направление поискам Великого пути»!

   Северная Земля. Фото Ивана Касьяненко. stalker
Северная Земля. Фото Ивана Касьяненко. stalker

Экспедиция под руководством Бориса Андреевича совершила последнее великое географическое открытие, увеличив территорию России в мирное время на 37 тысяч кв. километров. Находясь в Санкт-Петербурге, Борис Андреевич прежде всего поднял вопрос справедливой оплаты нижним чинам экипажей и врачам. Впервые он предложил и обосновал необходимость и возможность применения самолётов в морских полярных исследованиях для целей разведки состояния льдов и выбора наилучшего пути. Вилькицкий поднял вопрос о правовых возможностях кораблей экспедиции при охране государственных интересов в российских территориальных водах. Главный Морской штаб разрешил транспортам «Таймыр» и «Вайгач» поднять военный кормовой флаг и поступать в соответствии с выданной им «Инструкцией по охране промыслов».

Плавание 1914 года закончилось тяжёлой зимовкой у западных берегов полуострова Таймыр. Родные и близкие участников экспедиции долгое время не получали известий об экспедиции.

   Ледокол Таймыр во льдах, 1914 г stalker
Ледокол Таймыр во льдах, 1914 г stalker

Во время зимовки постоянно выполнялась тяжёлая экспедиционная работа, научные исследования, приказом вменены прогулки, футбол, катание на лыжах, занятия с командой различными образовательными предметами. Опасались, что возможна и вторая зимовка, запасов продуктов не было. Совместно с Гидрографическим управлением был составлен план пешего перехода партии из 40 матросов «Таймыра» и «Вайгача» на «Эклипс» (под командованием Отто Свердрупа, принимавшего участие в организованной Морским министерством экспедиции по поиску пропавших экспедиций В.А. Русанова и Г.Л. Брусилова), а затем до Гольчихи.

   Вайгач в Арктике stalker
Вайгач в Арктике stalker

Как только позволила ледовая обстановка, ледоколы направились на запад и 3 сентября 1915 года на Соборной площади Архангельска встречали экспедицию Б.А. Вилькицкого в составе транспортов «Таймыр» и «Вайгач» и «Эклипс»

Карта плавания экспедиции в 1914 – 1915 годах. Фото из архива семьи Евгенова Н.И.
Карта плавания экспедиции в 1914 – 1915 годах. Фото из архива семьи Евгенова Н.И.

Опубликовано в журнале Уральский следопыт

Авторы: Тихомирова Ирина,  Тихомирова Анастасия

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

Подписка на журнал в каталоге ПОЧТА РОССИИ

Наука
7 млн интересуются