«Уважаемые товарищи! Решить проблему лунных миссий этих американских НАСА очень просто! Просто наведите туда телескоп, и всего делов!»
Выше приведено классическое утверждение людей, которые совсем не знают, как работает телескоп. Тот факт, что эти приборы способны обнаруживать и фотографировать объекты, удалённые на расстояние в миллиарды световых лет от нас, огромные и очень яркие, вовсе не означает, что они способны обнаруживать объекты, оставленные на поверхности Луны во время миссий «Аполлон».
Было бы здорово, на самом деле, если бы у нас были оптические приборы, которые позволили бы нам сделать это. Да вот же она, Луна! Прямо у нас под боком! Но нет. Это кажется невероятным, но в настоящее время ни один построенный телескоп, даже самый большой, не сможет обнаружить объекты, оставленные на Луне во время миссий «Аполлон».
Но почему? Просто это не позволяет сделать физика.
Мало разрешения
Возьмите в руки объектив телескопа. Видите? У него на боку написано «угловое оптическое разрешение столько-то». Это означает (в долях градуса) максимальную величину мельчайших деталей, «разрешаемых» этим оптическим инструментом.
Давайте мысленно возьмём космический телескоп «Хаббл» (HST) с его объективом диаметром 2,4 метра и максимальным разрешением 0,1 угловой секунды. Несложно рассчитать, что с помощью этого инструмента можно было бы обнаружить колпачок от шариковой ручки, удалённый на расстояние 50 км от телескопа. Очень неплохо, неправда ли? Но вот в чём проблема – Луна удалена от нас в среднем на расстояние 384 000 км. И самый большой объект, который мы сможем различить на её поверхности, будет иметь диаметр около 100 метров.
Что это значит? Это значит, что пиксель нашей гипотетической фотографии, сделанной с помощью ПЗС-датчика цифровой камеры HST, будет соответствовать площади поверхности 100x100 метров.
Самый большой объект, оставленный астронавтами на Луне, — это посадочная ступень лунного модуля (та самая, с четырьмя ногами), диаметр которой составляет около 10 метров, что в 10 раз меньше, чем наименьшая разрешимая «Хабблом» деталь на поверхности Луны. Это означает, что на любом снимке «Хабблом» поверхности Луны она будет поглощена одним пикселем.
Единственные телескопы, которые, возможно, позволили бы получить какой-либо результат, это, безусловно, телескопы группы VLT, которые, работая в унисон (в интерферометрии), позволили бы увидеть брошенные объекты на лунной поверхности, имеющие минимальную величину около 2 метров.
Фактически, теоретическое разрешение этого «большого глаза» оценивается примерно в 0,001 угловой секунды.
Но и в данном случае можно было бы говорить лишь о горстке пикселей, которые могли бы лишь частично очертить форму оборудования, оставленного на поверхности Луны.
И в прошлом году было заявлена, что подобная работа будет проведена. Для того, чтобы развеять все сомнения в подлинности лунных миссий.
Однако по каким-то причинам она пока не состоялась. Скорее всего техника ещё не полностью отрегулирована и ещё что-нибудь произошло, точно пока неизвестно.
А как же спутники?
Очень часто лунные разоблачители выдвигают, в связи с подобными вопросами, и ещё один аргумент: почему, дескать, поверхность Земли спутники-шпионы снимают с такой детализацией, что можно разглядеть номер автомобиля, а вокруг Луны болтаются какие-то ущербные инструменты, которые ни на что не способны?
Ну во-первых, самые лучшие спутники-шпионы имеют разрешение своей оптики не более 20 см. Так что номера машин с их помощью увидеть нельзя. Все фотографии, демонстрируемые в интернете – это продукт аэрофотосъемки.
Во-вторых. Вот скажите: кому и зачем понадобилось бы гнать гнать на окололунную орбиту 10-15 тонн полезной нагрузки, стоимостью от 500 миллионов до миллиарда долларов? Для чего? Чтобы потом швырнуть в лицо Васе Пупкину из Томска, неверующему в лунные экспедиции НАСА, фотографии посадочных ступеней и мешков с памперсами? Ну нет, такое в теории возможно, наверное. И скорее всего НАСОвцев останавливает от подобной экспедиции лишь тот факт, что эти фотографии всё равно Васю не убедят (шутка).
Так что все эти истории с телескопами, друзья мои, не стоят выеденного гроша.
Всем добра!
Сергей К. Живой Космос.