Найти тему
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

"Мы — русские! с нами Бог!", или История Константина Павловича (часть 4)

Идет, одет седым туманом,
По безднам страшный исполин;
За ним летит в доспехе рдяном
Вослед младый птенец орлин.
Кто витязь сей багрянородный,
Соименитый и подобный
Владыке византийских стран?
Еще Росс выше вознесется,
Когда и впредь не отречется
Несть Константин воинский сан. "
На переход Альпийских гор" Гавриил Романович Державин
А. Коцебу. Переход Суворова через Сен-Готард 13 сентября 1799 года
А. Коцебу. Переход Суворова через Сен-Готард 13 сентября 1799 года

Все мы из курса истории знаем о Швейцарском походе Суворова, и о том, как русская армия совершила невероятный переход через горы. Но я не знала, что также пешком этот переход совершил сын императора Павла Первого Константин. Не знала я, что когда русская армия выдвинулась в Швейцарию и подошла к горным ущельям, оказалось, что для перевозки артиллерии и вещей не приготовили мулов. И тогда именно Константин предложил спешить казаков и использовать их лошадей. Суворов оценил эту идею, но так и не воспользовался, потому что вскоре мулов всё же доставили. 10 сентября войска двинулись к Сен-Готарду. Под дождём и ледяным ветром наши шли вперёд.

Авангард вёл Пётр Иванович Багратион
Портрет Петра Ивановича Багратиона работы Джорджа Доу.
Портрет Петра Ивановича Багратиона работы Джорджа Доу.

Константин Павлович находился при авангарде Багратиона. Семь дней длился первый переход, который сильно истощил запасы нашего провианта. Перед Суворовым встал трудный вопрос выбора дальнейшего пути.

Суворов решил направить всю армию по кратчайшей тропе протяжённостью 18 километров, идущей через перевал Кинциг, намереваясь во что бы то ни стало дойти до Швица. По мнению позднейших исследователей, такое решение «свидетельствовало о невероятной силе воли полководца» и неограниченной уверенности в своих войсках

В это время французский генерал Андре Массена в Цюрихе приходил к нашим пленным и говорил, что совсем скоро к ним присоединится Суворов и сын императора.

Портрет работы Антуана Жана Гро
Портрет работы Антуана Жана Гро

Всё как обычно=) У наших европейских соседей в крови превозносить себя и недооценивать нас. В какой-то момент дела у наших пошли очень плохо.

Русская армия оказалась в каменном мешке, в окружении превосходящих сил противника, без продовольствия, с ограниченным количеством боеприпасов

Но эта статья не про Швейцарский поход, а про Константина. Какие-то битвы я буду пропускать. Понимаете, мы на чужой земле, под бесконечно завывающий ветер, продовольствия почти нет. Армия проходит маленькие деревушки, в которых можно раздобыть еды. Мы же помним, как себя ведут "просвещенные" войска? А что же делали варвары-русские?

-4

Константин скупал продовольствие! В ситуации, когда нашу армию бросили союзники, мы сами не потеряли свой дух. Честно, я не знала, что фразу: "Но мы — русские! с нами Бог!" произнёс Суворов!

Полководец А. В. Суворов. Литография 1828 г.
Полководец А. В. Суворов. Литография 1828 г.
«Мы окружены горами… окружены врагом сильным, возгордившимся победою… Со времени дела при Пруте, при Государе Императоре Петре Великом, русские войска никогда не были в таком гибелью грозящем положении… Нет, это уже не измена, а явное предательство… разумное, рассчитанное предательство нас, столько крови своей проливших за спасение Австрии. Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск, вами предводимых… Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы — русские! с нами Бог! Спасите, спасите честь и достояние России и её Самодержца!.. спасите сына его…» Речь Суворова, записанная со слов Петра Ивановича Багратиона 18 (29) сентября

На совете, где Суворов произнёс эту речь присутствовал Константин и это он предложил идти к Гларусу.

19 сентября десятитысячное французское войско атаковало русский арьергард численностью четыре тысячи человек. Ночью в долину спустились последние вьюки и шедшие за ними три полка пехоты. Силы Розенберга возросли до семи тысяч человек.

Австрийские союзники сразу предложили Константину отъехать за линию боя и поберечь себя в сторонке. Великий князь отверг это предложение и выехал к солдатам с речью: "Мы со всех сторон окружены неприятелям, но вспомните, что завтра день радостный для целой России - день рождение нашего государя и моего родителя. Мы должны прославить этот день победою или умереть со славою."

Вскоре начался бой, где погиб один из адъютантов великого князя. В этом бою наш унтер-офицер Махотин смог схватить хвастунишку Массену, но тот смог бежать. После этой битвы наши войска вышли из горных теснин и могли чувствовать себя в безопасности. Потом уже Павел расторг союз с Австрией и повелел Суворову возвращаться в Россию.

И.Б.Лампи Великие князья Александр и Константин Павловичи 1797 г.
И.Б.Лампи Великие князья Александр и Константин Павловичи 1797 г.

Константина же Павел наградил следующим образом:

Указом 28 октября 1799 г. Павел (в обход его собственного Положения об императорской фамилии) пожаловал Константину Павловичу титул цесаревича: «Видя с сердечным наслаждением, как Государь и Отец, каковые подвиги храбрости и примерного мужества во все продолжение нынешней кампании против врагов царств и веры оказывал любезнейший сын наш е. и. в. великий князь Константин Павлович, в мзду и вящее отличие жалуем мы ему титул Цесаревича».

Но нужен ли ему был этот титул цесаревича? Продолжение следует. Начало: